Любое наказание должно быть адекватно проступку – особенно, если дело касается детей. Именно так считают представители областной Ассоциации приемных семей и Барышского клуба замещающих семей «Мамонтенок».
Эти общественные организации обратились в нашу газету с просьбой «помочь спасти семью».
Братья научились одеваться и читать
В прошедшие выходные корреспондент «Ульяновска сегодня» посетил дом многодетной семьи Ульяновых, проживающей в поселке Старотимошкино Барышского района. В субботу, 3 октября, в их избе собрались приемные родители, сотрудники общественного фонда «Дари добро», члены районной Палаты справедливости и неравнодушные соседи.
– Мы приглашали и районные органы опеки, и администрацию Барышского района, но, как видите, никто из них не приехал. Так что придется обсуждать – сложившуюся ситуацию в том составе, какой есть, – поясняет председатель упомянутой Ассоциации Мария Писарева.
Ситуация и впрямь требует незамедлительного вмешательства: «на кону» жизнь и судьба троих несовершеннолетних детей.
– Мы приняли в свою семью Алешу, Тимура и Сашу полтора года назад. До этого они находились в разных детдомах, их объединили за три месяца до того, как мы решили взять братьев к себе, – рассказывает многодетная мама Наталья Ульянова.
О том, как им прежде жилось в родной семье, смог вспомнить только старший ребенок, так как остальные два брата были еще слишком маленькие, когда их поместили в детский дом.
– Вот Саша мне говорил: «Помню, все время холодно было, бабушка пьяная, и какие-то арбузы соседи нам приносили – вот мы ими и питались». Когда мы взяли их к себе, Тимуру исполнилось четыре с половиной годика, но он не умел одеваться и самостоятельно ходить в туалет. Саша учился во втором классе, но вообще не умел ни читать, ни писать, – продолжает рассказывать Наталья.
За полтора года пребывания детей в новой семье ситуация в корне изменилась: десятилетний Александр обогнал некоторых своих сверстников по успеваемости, адаптировались к новой жизни и два других брата. Наш корреспондент лично осмотрел и условия жизни семьи Ульяновых: диваны, кровати, телевизор, компьютеры, игрушки, аккуратная кухня и двор – одним словом, их жилье ничем не отличается от сотен других квартир и домов, в которых создано все для нормальных воспитания и учебы.
– Конечно, они непростые дети. Когда мы их забирали из детдома, нас отговаривали и уверяли, что мы не справимся. Я тогда отвечала: «Мы с мужем педагоги, кроме того, у нас своих родных детей – трое. Так что преодолеем любые трудности!».
Впрочем, со сложностями действительно пришлось столкнуться: за прошедшие полтора года приемные дети сбегали из дома, были проблемы и в школе, и даже с участковым.
– Мы не раз консультировались с психологами и другими приемными семьями, нам говорили, что все это – просто трудности адаптации. И в самом деле: постепенно все начало налаживаться. Среднего, Алешу, мы перевели на индивидуальное обучение. У Саши в школе все стабилизировалось, хотя поначалу тоже были трудности. Даже Тимур начал адаптироваться к детскому садику.
Сыновей отобрали за синяк
Однако в сентябре случилось событие, которое фактически полностью перечеркнуло все усилия приемных родителей.
– Наш младший Алеша пошел 9 сентября в садик. Там у него воспитательница нашла синяк и спросила, где он ушибся. Он ответил: «Папа стукнул». А уже 15 сентября к нам приехали специалисты из опеки и, не дав нам с ними даже попрощаться по-человечески, увезли всех троих в приют, – продолжает рассказывать Наталья Ульянова.
Как считают все собравшиеся, такое наказание полностью не соответствует проступку.
– Во-первых, судмедэкспертиза не нашла никаких следов побоев при осмотре ребенка. Во-вторых, и ближайшие соседи, и другие односельчане характеризует семью Ульяновых только с хорошей стороны. Даже если предположить, что нечто было, то нельзя так чудовищно наказывать за единичный факт, – комментирует руководитель программ и проектов фонда «Дари добро» Александр Мишалов,
По словам председателя клуба замещающих семей «Мамонтенок» Ольги Прокопьевой, все приемные родители Барышского района находятся просто в шоке из-за случившегося.
– Честно говоря, мы боимся, и не только мы, но и наши приемные дети. Они просто бледнеют при одном упоминании о том, что домой приедут с проверкой «тети из опеки». Мы все спрашиваем себя: «А кто следующий? Сегодня забрали детей за крошечный синяк у Ульяновых, а завтра у кого?» – высказывает общее мнение собравшихся председатель.
Как рассказали нам приемные родители из клуба «Мамонтенок», им непонятны вообще критерии, по которым местные органы опеки проверяют семьи.
– Неоправленный диван, слишком старые сандалии, пятнышко на блузке, недостаточное количество фотоальбомов – это реальный перечень последних замечаний сотрудников опеки в отношении нашей семьи. Мы полтора года вкладывали душу в наших детей, перестали различать, где родные, где свои – и вдруг без предупреждения приехали и увезли! Разве так можно? – разводит руками Наталья.
Дело осложняется тем, что у восьмилетнего Леши есть отклонения в поведении. Ульяновы вспоминают, что даже после нескольких дней пребывания в больнице мальчик почти месяц приходил в норму. Что же будет после долговременного пребывания в приюте?
– Почему должны страдать дети? Ведь в итоге наказанными оказались именно они! Вы вообще представляете себе, что значит насильно вернуть детдомовского ребенка снова в приют? – спрашивает Прокопьева.
Конечно, Ульяновы каждый день навещают своих приемных сыновей в Барышском приюте, но это никак не может компенсировать стрессовую ситуацию.
– Я очень хорошо знаю семью Ульяновых. Всю свою жизнь я прожил в Старотимошкино, был в свое время главой администрации поселка. По моему глубокому убеждению, это отличные люди: Илья, отец семейства, всю жизнь работает, одним словом – золотые руки, Наталья – бывший учитель. Своих троих детей воспитывают и троих приемных взяли в дом. Я знаю, как они относятся к детям, и считаю произошедшее недоразумением, – поделился своим мнением односельчанин Ульяновых, председатель местного совета ветеранов войны и член районной палаты справедливости Наиль Казаков.
Такой же позиции придерживаются и другие опрошенные нами соседи многодетного семейства.
В итоге участники встречи решили составить коллективное обращение, адресованное областному Правительству.
– Мы уверены в том, что мнение гражданского общества будет услышано. Забрать из семьи приемных детей – это последняя, «высшая», мера наказания. Прежде чем так поступить, органы опеки обязаны были попробовать другие методы – усилить контроль за семьей, опросить соседей, выписать предупреждение. Да что угодно, но только не так, как это было сделано! Данная точка зрения и будет представлена в обращении, которое, мы уверены, подпишут многие приемные семьи Ульяновской области, – поясняет Мария Писарева.
Евгении Нувитов