«Руслан» тихо отмечает большой юбилей


Позвонил Виктор Михайлович Прокопчик. Мы с ним знакомы уже более 30 лет, с тех времен, когда «Авиастар» был еще Ульяновским авиационно-промышленным комплексом – УАПК, он тогда был заместителем начальника цеха окончательной сборки, я – инженером-испытателем летно-испытательного комплекса по системе Г-002, бортовому вычислительному комплексу. Виктор Михайлович напомнил, что сегодня, 10 октября, – ровно 30 лет со дня выкатки из Цеха окончательной сборки ПЕРВОГО УЛЬЯНОВСКОГО «РУСЛАНА».
Увы, ни городские власти, ни региональные, ни «Авиастар» о юбилее не вспомнили. Между тем, это было важнейшее событие – в этот день родился и уже заявил о себе гулом оборудования всего своего огромного организма первый ульяновский сверхгигант, подтвердивший предназначение огромного авиакомплекса, ставшего основой для появления целого района авиастроителей и всего сегодняшнего авиационного кластера Ульяновской области. УАПК строился специально под «Ан-124» и уже тогда назывался сверхсовременным предприятием, заводом XXI века.
Это было интереснейшее время, когда все мы – авиационные специалисты, собравшиеся с разных уголков Советского Союза на строительство самого современного воздушного гиганта, были еще совсем молоды, чрезвычайно энергичны, все мы любили свою работу и верили, что нужны стране.
Я в то время, прибыв сюда с Крайнего Севера, был инженером испытателем и гордился, что мне и моим коллегам доверено испытание в то время уникального и даже секретного бортового вычислительного комплекса, собирающего и анализирующего все важнейшие технические параметры самолета.
Это я только потом узнал, что, оказывается, по правительственным планам мы должны были сдать самолет только в 1986 году, но, как тогда было принято, Партия предложила руководству завода взять на себя повышенные обязательства и сдать самолет заказчику  к 7 ноября 1985 года. У нас тогда шутили, что директор УАПК Фен Загидович Абдулин уже проковырял в пиджаке дырочку для ордена.
Работали практически круглосуточно. Специалисты цеха окончательной сборки еще заканчивали свои монтажные работы, а мы, бригады инженеров-испытателей, уже занимались проверкой всех электрических цепей, делали пробы включения оборудования и первые пуско-наладочные работы. В самолете было реально жарко от того, что одновременно на его борту работали сотни специалистов из разных цехов – от электромонтажников и сборщиков до испытателей и контролеров.
В последние недели руководители подразделений, да и многие специалисты буквально жили там, для чего было руководство цеха окончательной сборки выделило отдельное помещение, где разместило около сотни раскладушек, организовали круглосуточную работу буфетов – все для того, чтобы работа не останавливалась. Накануне выкатки моя бригада работала в ночь. Мы только успели увидеть утром, как к цеху окончательной сборки стекаются живые потоки  сотрудников УАПК, но нам надо было отоспаться, чтобы вечером продолжить свою работу уже на «Восточном».
Рассказывают, что была построена трибуна, собрался весь завод. Приехал первый секретарь обкома Геннадий Колбин, представители министерства. Сам Виктор Пропкочик тогда уже несколько дней не покидал пределов цеха.  К нему подошел Абдулин и спросил: «Ты чего это так зарос? Неправильно на такой праздник  в таком виде. Ну-ка бери мою машину – и быстренько домой, пока не началась выкатка, приведи себя в порядок». Дома Виктор Михайлович помылся, побрился, выпил молока, да так и отключился за столом на кухне. И неизвестно, как бы прошла выкатка, если б директорский водитель не забеспокоился и не начал барабанить в двери…».
А мы, пропустив все торжества, вечером уже прибыли на «Восточный», чтобы продолжить свою работу по отладке и испытаниям оборудования. Там еще не было ничего кроме взлетно-посадочной полосы и еще недостроенного окончательно командно диспетчерского пункта. Лишь поле да гигантский «Руслан». И строительные вагончики, в которых нам предстояло жить сутками, чтобы закончить свой этап работы, научить самолет двигаться, видеть, слышать, слушаться, потому что менее чем через три недели первый ульяновский воздушный гигант должен был подняться в воздух. Но это уже другая история, о которой мы вспомним 30 октября. Именно в этот день 30 лет назад состоялся первый полет ульяновского «Руслана».

Поздравляю всех коллег и друзей по УАПК с большим юбилеем!