Эта тема была рассмотрена на заседании комитета Законодательного Собрания по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике под председательством Геннадия Антонцева. В обсуждении предполагаемого введения с 1 января 2016 года дифференцированного размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, приняли участие депутаты Законодательного Собрания Валентин Трубчанин и Дмитрий Грачев, заместитель министра строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области по жилищно-коммунальному комплексу Сергей Носков, заместитель главы города Ульяновска – председатель комитета Ульяновской Городской Думы по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и охране окружающей среды Илья Ножечкин, уполномоченный по правам человека в Ульяновской области Людмила Крутилина, председатель исполнительного комитета ульяновского регионального отделения партии «Единая Россия» Константин Долгов, заместитель директора Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области Елена Золотова, председатели ТСЖ и старшие по домам, эксперты в сфере жилищно-коммунального комплекса.

Как пояснил Геннадий Антонцев, Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области подготовил проект постановления регионального правительства, который устанавливает дифференцированные взносы на капитальный ремонт. Если сегодня для собственников разных домов установлен единый взнос (5,2 рубля за кв. метр), то с 1 января 2016 года предлагается варьировать размер взноса в зависимости от типа дома. Экономическая логика такого подхода проста: все дома различаются по своему техническому состоянию, давности постройки, этажности, наличию лифтов и множеству других параметров. Как следствие – должна различаться и плата за капитальный ремонт. Поэтому размеры взносов предлагается рассчитывать по шести условным типам домов, диапазон платежей при этом устанавливается от 5,5 до 13,47 рублей за квадратный метр. Сегодня необходимо проанализировать, достаточны ли эти суммы и насколько значительной окажется финансовая нагрузка на жильцов. Обычно в старых домах, требующих более основательного ремонта, проживают люди, у которых доходы и так невелики. Новые жилые здания, требующие минимального ремонта, напротив, как правило, заселяют более состоятельные граждане. В настоящее время многие собственники не приветствуют необходимость платить за капитальный ремонт, и повышение размера этих платежей может стать для них болезненным. Вместе с тем единый размер платы для всех не только экономически нецелесообразен и несправедлив, но ставит под угрозу реализацию программы капитального ремонта в регионе и негативно скажется на финансовой устойчивости фонда модернизации.

Сегодня необходимо проанализировать: какое количество домов подпадает под тот или иной размер платежей; как это повлияет на материальное положение жителей; в каких муниципальных образованиях расположены дома той или иной категории по объему жилого фонда. Не исключено, что после принятия соответствующего постановления увеличится число граждан, нуждающихся в социальной поддержке и льготных выплатах.

Также Геннадий Антонцев прокомментировал необходимость платить за капитальный ремонт для жителей Ульяновска, чьи дома должны отремонтировать по решению суда за счет бюджета города. Напомним, что таких домов насчитывается около 400, и потребность в средствах на ремонт составляет около миллиарда рублей. Реальная ситуация такова, что сегодня в городском бюджете этих денег нет. Однако в любом случае собственники таких «подсудных» домов в соответствии с Жилищным кодексом обязаны платить за капитальный ремонт, так как судебные решения затрагивают далеко не все виды капитального ремонта, в которых жилой фонд нуждается. И даже если деньги в бюджете города Ульяновска появятся, и ремонт будет проведен, то весь необходимый комплекс работ без средств жильцов выполнен не будет, и дома продолжат ветшать. Как позывает опыт других регионов, там, где платежи за капремонт не дифференцированы, исполнение программ капремонта затруднено, так как приходится привлекать деньги муниципальных, как правило, дефицитных, бюджетов.

По мнению депутатов профильного комитета, размер взносов на капремонт сегодня действительно необходимо пересматривать исходя их объективной экономической ситуации, однако конкретные цифры подлежат дополнительному обязательному анализу и обсуждению.

Как отметил Сергей Носков, жители хотят четко понимать, какие конкретно услуги по капитальному ремонту будут получены за определенные взносы. По его мнению, неправильно считать, что государство вообще отказалось участвовать в процессе капремонта: оно вносит свой вклад через субсидии тем гражданам, доходы которых не позволяют платить за коммунальные услуги. Региональное правительство считает, что без стартовавшей в 2014 году программы по капремонту состояние жилого фонда было бы значительно хуже: сегодня уже отремонтированы около 200 домов, через два года их число в регионе предположительно утроится.

Елена Золотова представила проект конкретных размеров платежей.

а) для многоквартирных домов от девяти этажей включительно – 5 руб. 50 коп. за квадратный метр площади помещения;

б) для многоквартирных домов со скатной кровлей свыше трёх этажей, но менее девяти этажей, оборудованных ГВС, – 9 руб. 40 коп.;

в) для многоквартирных домов с плоской кровлей свыше трёх этажей, но менее девяти этажей, оборудованных ГВС, – 8 руб. 50 коп.;

г) для многоквартирных домов свыше трёх этажей, но менее девяти этажей, не оборудованных горячим водоснабжением – 7 руб. 60 коп.;

д) для многоквартирных домов с плоской кровлей до трёх этажей включительно – 10 руб. 19 коп.;

е) для многоквартирных домов со скатной кровлей до трёх этажей включительно – 13 руб. 47 коп.

При этом, гражданам, нуждающимся в материальной помощи, будут предоставлены субсидии, как это происходит и сегодня. Согласно расчетам, доля расходов на ЖКУ с учётом повышения взноса на капитальный ремонт не превысит долю расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в Ульяновской области для получения субсидий и компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и составит в среднем 12%.

Геннадий Антонцев отметил, что хотя представленные цифры приближены к экономически обоснованным потребностям по капитальному ремонту, есть необходимость точно знать и оценить последствия – в каких районах области, в каких многоквартирных домах какие категории населения проживают, как изменится платежная нагрузка на них.

По словам Константина Долгова, важно понимать градацию в разрезе муниципальных образований. В конкретных населенных пунктах плата за капремонт может ощутимо возрасти, равно как и число жителей, имеющих право на субсидии. Это повлечет необходимость резервирования большего объема средств в бюджете.

Участники заседания приняли решение запросить дополнительную информацию в фонде модернизации ЖКК, и через две недели еще раз обсудить тему дифференцированных взносов на капремонт многоквартирных домов.