Статья не даёт ответа на вопрос, как сберечь русскую литературную классику от покушений разного рода проходимцев от культуры?
Странно, но русская классика не имеет конкретного собственника, поэтому нет лица, которое могло бы заявить о нарушении его владельческих прав. Русская классика определена как «общенородное достояние» и по сути бесхозна. На улице за плевок на тротуар могут оштрафовать, а за оплёванного классика получают госпремии и ордена.

Давно пора создать решением президента Фонд русской классики и отдать ему все права на публикацию.

Гонорарные отчисления направлять на поддержку русской литературы.

 

Николай Полотнянко

 

В рамках празднования 200-летнего юбилея М.Ю. Лермонтова в разных городах России и всего мира – от Москвы до шотландского города Эрлстона, прошли сотни мероприятий, посвящённых великому русскому поэту. По-своему отметили юбилей поэта авторы документального фильма «Неизвестный Лермонтов» (режиссёр Андрей Данилин), снятого  в  2014  г. при  финансовой поддержке Министерства культуры РФ.

По сути все гадости о поэте, которыми любуются авторы фильма, слышали мы и до них, они просто объединили их в систему: «увлечение мистицизмом», «хамство, хулиганство», «ненависть не только ко всему миру, но и к слабому полу», которую якобы испытывал Лермонтов. Но разве не его рука в лирических строках полторы тысячи раз написала «люблю», «любить», «любимая» – менее чем за десятилетие?.. «Умел ли любить Лермонтов?», – задают нам вопрос авторы фильма. А умеете ли вы любить Лермонтова? Или его 200-летие – это только повод окончательно заклеймить поэта старыми шаблонами о демонизме его личности.

Готовя серьёзный фильм о Лермонтове, авторы не приняли во внимание вышедшие хотя бы в последние годы книги о жизни и творчестве поэта: Андрея Ге, Валерия Михайлова, Николая Бондаренко. Думаю, прочтя их, автору сценария фильма «Неизвестный Лермонтов» Марии Никитенко стало бы понятно, что Лермонтов вовсе для того оставлял женщин, чтобы насладиться их мукой, как это представлено в тексте фильма, он просто не находил в них ясного ума и той душевой чистоты, к которым стремился сам. Да и оставляли зачастую они его. Нет, не потому что были легкомысленны, а просто тянуться вверх – всегда трудно. А Лермонтов – это Эверест. «Лермонтов искал высшего бытия. Ведь он мог жить «как люди»: жениться, поселиться в Тарханах, бабушка была бы счастлива. Но он  не хотел такого житья», – рассуждает наш современник монах Лазарь (Афанасьев) в своём интервью 2014 г. писателю Дмитрию Шеварову. Но всё это – мимо создателей фильма. И только диву даёшься, каким они обладают особым мастерством: сделать фильм о нелюбви Лермонтова к женщинам, когда жизнь его была исполнена любовью.

С тех пор, как мне явилась ты,

Моя любовь – мне оборона

От гордых дум и суеты…

(1832)

Авторы фильма склонялись уже было к тому, что «возможно, пикантный недуг стал проклятием Лермонтова-любовника», но как они не старались, им удалось выявить на основе документов и писем только один диагноз поэта: золотуху.

Цитируя ранние стихи Лермонтова, авторы фильма почему-то пропускают строки, посвящённые поэтом рано ушедшей матери «По небу полуночи Ангел летел», лермонтовскую «Молитву» – «Не обвиняй меня, Всесильный», или такие стихи, как «Я жить хочу! Хочу печали…», «Приветствую тебя, воинственных славян», цитируют же «Кровавая меня могила ждёт». В фильме вообще лишь трижды цитируется Лермонтов, его решили обойти, создавая картину о нём – так запугал!

Подобрана и музыка, похожая на биение в бубен при ритуальных танцах, под стать духу фильма. «Осовременили» авторы фильма и стиль, в котором представили лермонтовскую эпоху: перед нами предстают не вдохновлявшие Лермонтова аллеи усадьбы Середниково и не белеющие шапки кавказских гор, а шатающиеся в камланиях фигуры гуманоидов, сопровождающие чтение авторского текста. А ведь это для нас, чтобы мы не стали инопланетянами без своей почвы и культуры, звучат романсы на стихи Лермонтова  «Молитва», «Выхожу один я на дорогу», не упомянутые в данном фильме, но без которых невозможно представить репертуар Сергея Рахманинова, Сергея Лемешева, Лины Мкртчян.

Наводит на определённые мысли и сугубая избирательность авторов фильма в цитировании современников Лермонтова. Мы слышим голос исключительно философа Владимира Соловьёва. Он единственный так безапелляционно написал о демонизме Лермонтовского творчества, но наряду с этим уважаемым автором были десятки других, не менее уважаемых, видевших светлый гений Лермонтова и оставивших о нём воспоминания. Увы, мы не услышим ни Аполлона Григорьева, ни Евдокию Ростопчину, ни Вильгельма Кюхельбекера, ни Виссариона Белинского. А ведь ещё философ Алексей Лосев писал о Соловьёве: «Мне нравились его литературно-критические статьи о Пушкине, Тютчеве, Фете, Полонском и Лермонтове. Впрочем, относительно Лермонтова против соловьёвского понимания я глубоко восставал».

Трудно не согласиться с Юрием  Самариным, уникальным подвижником в истории нашей культуры, написавшим 31 июля 1841 года: «Да, смерть Лермонтова поражает незаменимой утратой целое поколение. Это не частный случай, но общее горе, гнев Божий, говоря языком писания, и как некогда при казнях свыше посылаемых небом, целый народ облекался трауром, посыпая себя пеплом, так мы теперь должны считать себя не безвинными и не просто сожалеть и плакать, но углубиться внутрь и строго допросить себя».

«Был ли Лермонтов агентом тайной канцелярии?», – задают авторы фильма очередной вопрос. И отвечают: «нет», «говорить о Лермонтове как о надёжном человеке категорически нельзя… большинство качеств Лермонтова не вписывалось в общую мораль: хамство, хулиганство, протест обществу, которое он высмеивал, несоблюдение воинского устава». Тогдашний подполковник генштаба Лев Россильон, чьи слова звучат в фильме, говорил о Лермонтове, что он «собрал шайку каких-то грязных головорезов, они не признавали огнестрельного оружия, врезывались в неприятельские аулы, вели партизанскую войну…». К его словам можно только добавить, что этих казаков страшились чеченцы, уважали их, и даже знали и ценили близкие им стихи Лермонтова, руководившего казачьей сотней.

Член Лермонтовского общества, военный психолог Алексей Захаров – единственный, чей монолог в фильме прозвучал в защиту Лермонтова: «Почитайте его «Валерик» – это описание свидетеля того, что было! Рукопашный бой – это страшно, когда ты глаза противника видишь, с этим потом жить. Естественно, он был резкий, он имел на это право… Лермонтов воевал в отрядах-следопытах, которые стали прародителями нашего армейского спецназа».

Остаётся загадкой, как же Лермонтов, такой ненадёжный, выступает на защиту Пушкина своим стихотворением «На смерть поэта», зная, что этого ему не простят, пишет о своих планах создать историческую трилогию, мечтает издавать литературный журнал – а это тоже поступок… Мог ли Лермонтов, в котором по утверждению авторов фильма «жило несколько личностей и все они демонического характера», написать «Бородино» и «Песню про купца Калашникова», исполненные созидательных чувств: любви к Родине, чести и мужества, мог ли создать стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», вдохновляющее исполнителей многих поколений?

Ум поэта, его сердце не отдыхали ни минуты, он писал на привалах, отдыхая от экспедиций, «описывать которые не велят», как поэт выражается в письме к другу, писал в короткие пребывания в столице. Не может человек, озлобленный на мир, так цельно мыслить, переживать…

Мне надо действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять я не могу,

Что значит отдыхать.

( 1831)

Филолог Пётр Перцов писал: «Лермонтов – лучшее удостоверение человеческого бессмертия. Оно для него не философский постулат и даже не религиозное утверждение, а простое реальное переживание. Ощущение своего я и ощущение его неуничтожимости сливалось для него в одно чувство. Он знал бессмертие раньше, чем наступила смерть».

В  фильме  красной  нитью  проходит  мысль  об  увлечении  Лермонтова мистицизмом  и  астрологией,  авторы пытаются найти корни пророческого дара поэта в его принадлежности к шотландскому роду мистика Томаса Лермонта. Но почему этот пророческий дар не мог быть с Божиим даром. Ведь и Иван Ильин в своих трудах, написанных в 1940-50 гг. дал отчётливую картину того, что произойдёт со страной Советов в 1990-е годы. А как относится к Николаю Рубцову, над которым также исполнились написанные им же строки «Я умру в крещенские морозы…».

Вспоминается эпизод из жизни Лермонтова, описанный его слугою А.И. Соколовым. Возвращаясь после сражения при Валерике, Лермонтов остановился в доме казака станицы Червлёной, где им была написана «Казачья колыбельная песня», которую пела над колыбелью сына молодая казачка. Перед дорогой она попросила Лермонтова перекрестить младенца: «Глаз у вас добрый: сыночку счастье…».

В фильме даже ради приличия не упоминаются написанные Лермонтовым такие светлые стихи, как «Парус», не говоря о его «молитвах», вообще его причастности к Православию. Выходит, авторы фильма попали под колдовские чары Лермонтова и создали фильм, по своей мрачности становящийся в ряд модных сегодня страшилок.

На кого рассчитан этот нечестный фильм, авторы которого настойчиво оправдывают убийцу поэта Мартынова? Для сегодняшних школьников, попавших в переплёт ЕГЭ? Ведь ещё в советское время школьный учитель говорил нам о любви и вере поэта, его строки «Одну молитву чудную твержу я наизусть…» заставляли нас задуматься о мире горнем.

«Лермонтов был сильно озлобленным человеком и своей поэзией лишь надевал маску лирика и страдальца», – звучит в фильме. Но есть и профессиональные литераторы, рассуждения которых и нужно бы брать для сценария фильма. «Замкнутость и отъединённость от толпы любопытной и равнодушной, – что это, как не спасительная ограда; он потому так холоден и горд, что свободен в самом себе и не желает метать бисер перед свиньями», – пишет Олег Михайлов в своей книге «Михаил Лермонтов. Роковое предчувствие» (2011).

Любопытная и равнодушная толпа не перевелась и доныне. От неё Лермонтов будет скрываться и дальше. Доверяется он лишь открытым ему сердцам. Открылся же Паустовскому, который написал удивительно светлые произведения «Разливы рек», «Поручик Лермонтов» (пьеса), «Наедине с осенью» и сценарий «Лермонтов», по которому в том же 1943 г. был поставлен одноимённый фильм. Стало  быть,  при  Сталине  в  тяжёлый военный год, можно было создать картину, где Лермонтов – человек открытый и любящий, уравновешенный и целеустремлённый. Этот фильм создавали мужественные люди, у которых наверняка погибли на фронте близкие. А фильм освещён надеждой.

Фильм «Неизвестный Лермонтов» 2014 г., напротив, вобрал в себя пороки современного общества: демонизацию, страсть к астрологии и мистицизму, отрицание чести и мужества, непонимание Божьего дара, нелюбовь к русскому слову.

Если авторы фильма рассчитывали, что мы отвернёмся от такого поэта, они просчитались. «Лермонтов для меня вечный возврат к себе, в своё родное, в какую-то сердцевину…», – писал о нём писатель и священник Сергей Дурылин. И многие, очень многие могут так же сказать о себе. Наш современник – известный поэт, историк Анатолий Парпара утверждает: «Михаил Юрьевич Лермонтов – это огромная планета в космосе мировой культуры. И невозможно её изучить всесторонне и окончательно. Ибо каждый раз при встрече с творчеством великого поэта новым поколениям неожиданно открывается новая сопричастность его русской истории и современности».

Ирина УШАКОВА,

член Союза писателей России,

член Правления Общественного фонда им. М.Ю. Лермонтова

В рамках празднования 200-летнего юбилея М.Ю. Лермонтова в разных городах России и всего мира – от Москвы до шотландского города Эрлстона, прошли сотни мероприятий, посвящённых великому русскому поэту. По-своему отметили юбилей поэта авторы документального фильма «Неизвестный Лермонтов» (режиссёр Андрей Данилин), снятого  в  2014  г. при  финансовой поддержке Министерства культуры РФ.

По сути все гадости о поэте, которыми любуются авторы фильма, слышали мы и до них, они просто объединили их в систему: «увлечение мистицизмом», «хамство, хулиганство», «ненависть не только ко всему миру, но и к слабому полу», которую якобы испытывал Лермонтов. Но разве не его рука в лирических строках полторы тысячи раз написала «люблю», «любить», «любимая» – менее чем за десятилетие?.. «Умел ли любить Лермонтов?», – задают нам вопрос авторы фильма. А умеете ли вы любить Лермонтова? Или его 200-летие – это только повод окончательно заклеймить поэта старыми шаблонами о демонизме его личности.

.

Готовя серьёзный фильм о Лермонтове, авторы не приняли во внимание вышедшие хотя бы в последние годы книги о жизни и творчестве поэта: Андрея Ге, Валерия Михайлова, Николая Бондаренко. Думаю, прочтя их, автору сценария фильма «Неизвестный Лермонтов» Марии Никитенко стало бы понятно, что Лермонтов вовсе для того оставлял женщин, чтобы насладиться их мукой, как это представлено в тексте фильма, он просто не находил в них ясного ума и той душевой чистоты, к которым стремился сам. Да и оставляли зачастую они его. Нет, не потому что были легкомысленны, а просто тянуться вверх – всегда трудно. А Лермонтов – это Эверест. «Лермонтов искал высшего бытия. Ведь он мог жить «как люди»: жениться, поселиться в Тарханах, бабушка была бы счастлива. Но он  не хотел такого житья», – рассуждает наш современник монах Лазарь (Афанасьев) в своём интервью 2014 г. писателю Дмитрию Шеварову. Но всё это – мимо создателей фильма. И только диву даёшься, каким они обладают особым мастерством: сделать фильм о нелюбви Лермонтова к женщинам, когда жизнь его была исполнена любовью.

.

С тех пор, как мне явилась ты,

Моя любовь – мне оборона

От гордых дум и суеты…

(1832)

.

Авторы фильма склонялись уже было к тому, что «возможно, пикантный недуг стал проклятием Лермонтова-любовника», но как они не старались, им удалось выявить на основе документов и писем только один диагноз поэта: золотуху.

Цитируя ранние стихи Лермонтова, авторы фильма почему-то пропускают строки, посвящённые поэтом рано ушедшей матери «По небу полуночи Ангел летел», лермонтовскую «Молитву» – «Не обвиняй меня, Всесильный», или такие стихи, как «Я жить хочу! Хочу печали…», «Приветствую тебя, воинственных славян», цитируют же «Кровавая меня могила ждёт». В фильме вообще лишь трижды цитируется Лермонтов, его решили обойти, создавая картину о нём – так запугал!

Подобрана и музыка, похожая на биение в бубен при ритуальных танцах, под стать духу фильма. «Осовременили» авторы фильма и стиль, в котором представили лермонтовскую эпоху: перед нами предстают не вдохновлявшие Лермонтова аллеи усадьбы Середниково и не белеющие шапки кавказских гор, а шатающиеся в камланиях фигуры гуманоидов, сопровождающие чтение авторского текста. А ведь это для нас, чтобы мы не стали инопланетянами без своей почвы и культуры, звучат романсы на стихи Лермонтова  «Молитва», «Выхожу один я на дорогу», не упомянутые в данном фильме, но без которых невозможно представить репертуар Сергея Рахманинова, Сергея Лемешева, Лины Мкртчян.

Наводит на определённые мысли и сугубая избирательность авторов фильма в цитировании современников Лермонтова. Мы слышим голос исключительно философа Владимира Соловьёва. Он единственный так безапелляционно написал о демонизме Лермонтовского творчества, но наряду с этим уважаемым автором были десятки других, не менее уважаемых, видевших светлый гений Лермонтова и оставивших о нём воспоминания. Увы, мы не услышим ни Аполлона Григорьева, ни Евдокию Ростопчину, ни Вильгельма Кюхельбекера, ни Виссариона Белинского. А ведь ещё философ Алексей Лосев писал о Соловьёве: «Мне нравились его литературно-критические статьи о Пушкине, Тютчеве, Фете, Полонском и Лермонтове. Впрочем, относительно Лермонтова против соловьёвского понимания я глубоко восставал».

Трудно не согласиться с Юрием  Самариным, уникальным подвижником в истории нашей культуры, написавшим 31 июля 1841 года: «Да, смерть Лермонтова поражает незаменимой утратой целое поколение. Это не частный случай, но общее горе, гнев Божий, говоря языком писания, и как некогда при казнях свыше посылаемых небом, целый народ облекался трауром, посыпая себя пеплом, так мы теперь должны считать себя не безвинными и не просто сожалеть и плакать, но углубиться внутрь и строго допросить себя».

«Был ли Лермонтов агентом тайной канцелярии?», – задают авторы фильма очередной вопрос. И отвечают: «нет», «говорить о Лермонтове как о надёжном человеке категорически нельзя… большинство качеств Лермонтова не вписывалось в общую мораль: хамство, хулиганство, протест обществу, которое он высмеивал, несоблюдение воинского устава». Тогдашний подполковник генштаба Лев Россильон, чьи слова звучат в фильме, говорил о Лермонтове, что он «собрал шайку каких-то грязных головорезов, они не признавали огнестрельного оружия, врезывались в неприятельские аулы, вели партизанскую войну…». К его словам можно только добавить, что этих казаков страшились чеченцы, уважали их, и даже знали и ценили близкие им стихи Лермонтова, руководившего казачьей сотней.

Член Лермонтовского общества, военный психолог Алексей Захаров – единственный, чей монолог в фильме прозвучал в защиту Лермонтова: «Почитайте его «Валерик» – это описание свидетеля того, что было! Рукопашный бой – это страшно, когда ты глаза противника видишь, с этим потом жить. Естественно, он был резкий, он имел на это право… Лермонтов воевал в отрядах-следопытах, которые стали прародителями нашего армейского спецназа».

Остаётся загадкой, как же Лермонтов, такой ненадёжный, выступает на защиту Пушкина своим стихотворением «На смерть поэта», зная, что этого ему не простят, пишет о своих планах создать историческую трилогию, мечтает издавать литературный журнал – а это тоже поступок… Мог ли Лермонтов, в котором по утверждению авторов фильма «жило несколько личностей и все они демонического характера», написать «Бородино» и «Песню про купца Калашникова», исполненные созидательных чувств: любви к Родине, чести и мужества, мог ли создать стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», вдохновляющее исполнителей многих поколений?

Ум поэта, его сердце не отдыхали ни минуты, он писал на привалах, отдыхая от экспедиций, «описывать которые не велят», как поэт выражается в письме к другу, писал в короткие пребывания в столице. Не может человек, озлобленный на мир, так цельно мыслить, переживать…

.

Мне надо действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять я не могу,

Что значит отдыхать.

( 1831)

.

Филолог Пётр Перцов писал: «Лермонтов – лучшее удостоверение человеческого бессмертия. Оно для него не философский постулат и даже не религиозное утверждение, а простое реальное переживание. Ощущение своего я и ощущение его неуничтожимости сливалось для него в одно чувство. Он знал бессмертие раньше, чем наступила смерть».

В  фильме  красной  нитью  проходит  мысль  об  увлечении  Лермонтова мистицизмом  и  астрологией,  авторы пытаются найти корни пророческого дара поэта в его принадлежности к шотландскому роду мистика Томаса Лермонта. Но почему этот пророческий дар не мог быть с Божиим даром. Ведь и Иван Ильин в своих трудах, написанных в 1940-50 гг. дал отчётливую картину того, что произойдёт со страной Советов в 1990-е годы. А как относится к Николаю Рубцову, над которым также исполнились написанные им же строки «Я умру в крещенские морозы…».

Вспоминается эпизод из жизни Лермонтова, описанный его слугою А.И. Соколовым. Возвращаясь после сражения при Валерике, Лермонтов остановился в доме казака станицы Червлёной, где им была написана «Казачья колыбельная песня», которую пела над колыбелью сына молодая казачка. Перед дорогой она попросила Лермонтова перекрестить младенца: «Глаз у вас добрый: сыночку счастье…».

В фильме даже ради приличия не упоминаются написанные Лермонтовым такие светлые стихи, как «Парус», не говоря о его «молитвах», вообще его причастности к Православию. Выходит, авторы фильма попали под колдовские чары Лермонтова и создали фильм, по своей мрачности становящийся в ряд модных сегодня страшилок.

На кого рассчитан этот нечестный фильм, авторы которого настойчиво оправдывают убийцу поэта Мартынова? Для сегодняшних школьников, попавших в переплёт ЕГЭ? Ведь ещё в советское время школьный учитель говорил нам о любви и вере поэта, его строки «Одну молитву чудную твержу я наизусть…» заставляли нас задуматься о мире горнем.

«Лермонтов был сильно озлобленным человеком и своей поэзией лишь надевал маску лирика и страдальца», – звучит в фильме. Но есть и профессиональные литераторы, рассуждения которых и нужно бы брать для сценария фильма. «Замкнутость и отъединённость от толпы любопытной и равнодушной, – что это, как не спасительная ограда; он потому так холоден и горд, что свободен в самом себе и не желает метать бисер перед свиньями», – пишет Олег Михайлов в своей книге «Михаил Лермонтов. Роковое предчувствие» (2011).

Любопытная и равнодушная толпа не перевелась и доныне. От неё Лермонтов будет скрываться и дальше. Доверяется он лишь открытым ему сердцам. Открылся же Паустовскому, который написал удивительно светлые произведения «Разливы рек», «Поручик Лермонтов» (пьеса), «Наедине с осенью» и сценарий «Лермонтов», по которому в том же 1943 г. был поставлен одноимённый фильм. Стало  быть,  при  Сталине  в  тяжёлый военный год, можно было создать картину, где Лермонтов – человек открытый и любящий, уравновешенный и целеустремлённый. Этот фильм создавали мужественные люди, у которых наверняка погибли на фронте близкие. А фильм освещён надеждой.

Фильм «Неизвестный Лермонтов» 2014 г., напротив, вобрал в себя пороки современного общества: демонизацию, страсть к астрологии и мистицизму, отрицание чести и мужества, непонимание Божьего дара, нелюбовь к русскому слову.

Если авторы фильма рассчитывали, что мы отвернёмся от такого поэта, они просчитались. «Лермонтов для меня вечный возврат к себе, в своё родное, в какую-то сердцевину…», – писал о нём писатель и священник Сергей Дурылин. И многие, очень многие могут так же сказать о себе. Наш современник – известный поэт, историк Анатолий Парпара утверждает: «Михаил Юрьевич Лермонтов – это огромная планета в космосе мировой культуры. И невозможно её изучить всесторонне и окончательно. Ибо каждый раз при встрече с творчеством великого поэта новым поколениям неожиданно открывается новая сопричастность его русской истории и современности».

СОЮЗ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ, УЛЬЯНОВСК