18 октября на открытии зала «Филармония-2» в ДК «Руслан» с Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром «Губернаторский» выступит заслуженный деятель искусств Республики Татарстан дирижер Рашид Скуратов. Маэстро поделился мыслями о предстоящем концерте.
– Я бы назвал замечательной деятельность руководства города и филармонии по открытию концертного зала «Филармония-2». Это сделано для того, чтобы публика, которая живет за Волгой, имела возможность приобщаться к классической музыке. Программа, которую исполнит ульяновский симфонический оркестр, несет в себе заряд оптимизма для слушателя.

– Вы второй раз выступаете с нашим симфоническим оркестром. Что можете сказать о совместной работе?

– Здесь есть свои плюсы и минусы. Но минусы очень маленькие: обидно, что у вашего
оркестра нет своего помещения. Оркестранты не могут постоянно заниматься у себя дома, где живут, – это мешает соседям. Все симфонические оркестры мира, в Европе и Северной Америке, имеют свои базы, концертные залы, помещения для репетиций. Мне хочется пожелать вашему оркестру, всем горожанам и руководству вашего прекрасного города, чтобы в условиях нынешнего кризиса, о котором все говорят, «не оскудела рука дающего», помогли бы симфоническому оркестру организовать свой концертный зал.

Плюсов у оркестра – очень много. Я уже говорил ранее, что в оркестре есть замечательные группы, которые могли бы быть украшением и московских оркестров. У вас замечательная группа труб, очень хорошая, крепкая группа гобоев. Кларнеты, фаготы я просто не узнаю, подтянулись. Струнный квинтет на очень приличном уровне. Это сокровища духовной жизни города, жемчужины, за которыми стоят конкретные люди.

– Густав Холст, «Юпитер, приносящий радость». Каков смысл, идея этого произведения? Это редко исполняемое произведение, у нас, по крайней мере.

– Причина заключается в инструментарии. Композитор написал это произведение для большого оркестра и двух арф. Не все оркестры могут позволить себе иметь две арфы.

«Юпитер, приносящий радость» – IV часть Сюиты «Планеты». Это было начало 20 века. Холст настолько был поглощен астрологией, что задался целью написать музыку, в которую можно было бы вложить свое понимание характеристик того или иного друга, знакомого и сопоставить с астрологическими понятиями планеты. Главный бог римской мифологии Юпитер всегда отождествлялся с благородством, нес радость. Там, где есть благородство, – есть правда, справедливость, взвешенность, там нет места агрессии и т.д. Густав Холст попытался совместить звуки с астрологическим пониманием характеристик этой планеты, поэтому и называется «Юпитер, приносящий радость». Если вдуматься, это прекрасно, потому что редко кто из композиторов обращался к астрологическим вещам и доносил бы их до слушателя.

Ирина Андреева