Наша газета продолжает цикл публикаций, посвященных нашим землякам-ульяновцам. Биографии людей, о которых мы рассказываем, интересны прежде всего своим «общественным звучанием». Герои наших заметок – это те, кто, говоря о себе и своей жизни, обязательно передают и «дух эпохи».

Иными словами, знакомство с их судьбой – это в какой-то степени познание истории города и страны.

«Жили мы на улице Лесной»
– Родители мои были простыми тружениками. Отец – Андрей Васильевич – родом из поселка Зеленовка, что в 50 километрах от Ульяновска. Он воевал еще в Первую мировую, был серьезно ранен шрапнелью и награжден Георгиевской медалью. Мать родилась в 1902 году в Симбирске. У обоих образование было три класса церковноприходской школы, – говорит наш собеседник – полковник в отставке Александр Андреевич Андронов.

По словам рассказчика, его семья всегда жила бедно – родители трудились, где могли, чтобы добыть кусок хлеба.

– Так, у отца была тележка, на которой он подвозил мешки и тяжелые сумки. Встанет возле рынка рядом с дамбой – и ждет. Иной раз свалят пять мешков – вези, мол. Я хоть и мальчишкой был – помогал ему изо всех сил.

Несмотря на трудности, которые особенно обострились в военное время, у Александра было полноценное «мальчишеское» детство.

– Мы жили на улице Лесной в Ульяновске, сейчас уж этого дома нет – снесли. Играли с друзьями и в лапту, и в «войнушку», и крепости зимой из снега делали. Отец, кстати, очень обрадовался, когда я закончил четыре класса: «Вот, сынок, мы с мамой только три закончили, а ты уж четыре. И дальше надо учиться!».

Желание отца исполнилось: сын закончил не только школу, но и пошел в техникум. Однако школьные годы пришлись на очень тяжелое время.

«Все, сынок, война началась!»
– Я очень четко помню, как это произошло: комнатушка у нас маленькая, посередине – голландка и сундук перпендикулярно стене стоял. Я захожу, а отец сидит в кальсонах, ноги портянками обматывает и говорит мне: «Все, сынок, война началась!».

В военные годы Андронов редко видел родителей дома: мать трудилась на патронном заводе, отец также был постоянно занят – искал любую работу, чтобы прокормить семью.

– Папе исполнилось уже под шестьдесят, так что на фронт он не попал. Мама целыми неделями работала в ночную смену и очень боялась опоздать на завод. Тогда на «Воло-дарку» можно было попасть только на поезде. Опоздание на работу автоматически означало тюрьму.

Чтобы заработать на лишний кусок хлеба, мать Александра вынуждена была торговать «из-под полы» мылом.

– У нас на Лесной жили татары, они ловили собак и делали из них мыло. Мать брала у них оптом ящик и потом продавала, где придется, – так выживали.

Андронов вспоминает, что однажды матери за хорошую работу дали талон на «стахановский» обед. Мать отдала талон сыну, и он побежал в спецстоловую, которая располагалась на улице Гончарова.

– Это вот где сейчас аптека №1 – там находилась столовая. Я отдал талон, а мне налили совсем пустой бульон и тушеную капусту – точнее, кочерыжки. Я и такому обеду обрадовался!

Из литейщиков – в танкисты
После войны Александр исполнил мечту отца и поступил в автомеханический техникум, о котором до сих пор вспоминает с большой теплотой.

– Нас, технарей, никто не заставлял читать художественную литературу, но мы с друзьями даже соревнования устраивали – кто больше прочтет и запомнит. Ведь именно гуманитарное знание создает настоящую интеллигентность, – замечает наш собеседник.

Среди его друзей по техникуму
– Сергей Огрызков, о котором мы также писали в нашей газете (прочитать можно здесь).

– Кстати, мы потом с Сергеем продолжили учиться в Ульяновском гвардейском танковом училище – он возглавлял первое отделение взвода, а я – второе.

Получив диплом техника-технолога литейного производства, Андронов поступил в танковое училище – также по совету отца.

– Был выбор – сразу идти в армию или стать офицером, поступив в училище. Я нисколько не жалею о том, что выбрал второе: больше тридцати лет отдано военной службе, одним словом, танки – это навсегда!

Генриэтта
Еще на втором курсе училища курсант Андронов встретился со своей второй половиной – девушкой с необычным именем Генриэтта.

– Она училась в Ставропольском мединституте тоже на втором курсе и в Ульяновск приехала на каникулы. Уже на следующее лето мы с ней расписались.

Молодые супруги и не предполагали, что им когда-нибудь предстоит отпраздновать бриллиантовую свадьбу: в 2014 году они отмечали 60 лет совместной жизни.

– Чтобы быть поближе к Генриэтте, я попросился в Северо-Кавказский военный округ. Я сумел попасть именно в Ставрополь, где она училась. В этом городе дислоцировался отдельный танко-самоходный дивизион 4-й кавалерийской дивизии, – продолжает свое повествование Александр Андреевич.

В Ставрополе пришлось служить недолго: дивизию расформировали. Оттуда чета Андроновых перебралась в Сталинград, где у них родилась первая дочь Нина.

Пренцлау-Дрезден
В 1956 году наш рассказчик впервые пересек границу СССР: его перевели служить в Группу советских войск в Германии. Сначала он находился в городе Пренцлау, затем вместе с семьей переехал в Дрезден.

– В Германии велась круглосуточная боевая подготовка. Когда я только приехал в Пренцлау и принял командование взводом, сразу же последовал приказ: вывести полк на границу с Польшей. Дело в том, что там как раз случилось так называемое Познанское восстание 1956 года. Но вроде все обошлось благополучно.

По словам Андронова, период жизни в Дрездене был одним из самых запоминающихся: город-музей, прекрасный Дом офицеров с кинозалом, отличный офицерский коллектив и талантливые курсанты… В это время Александр Андреевич был награжден медалью «За безупречную службу» 3-й степени (впоследствии он получил аналогичные медали 2-й и 1-й степени). В 1963 году в семье родилась вторая дочь – Светлана.

Встречался с президентом Алжира
После семи лет службы в Германии Андронов вернулся в Поволжье – сначала в Куйбышев, а затем – в родное Ульяновское танковое училище. Он командовал в училище ротой и после стал старшим преподавателем тактики. В эти же годы Александр Андреевич закончил московскую Академию бронетанковых войск.

– Не думал-не гадал, что снова придется попасть заграницу, но пришлось-таки. В 1980 году мне предложили командировку в Алжир – поработать консультантом в Общевойсковой военной академии, которая расположена в городе Шершель.

Андронов работал в упомянутой африканской республике три года и выпустил несколько поколений офицеров Алжирской армии.

– Побывал я и на границе с Сахарой – на спорной территории между Алжиром и Марокко. Также я встречался с президентом Алжира Шадли Бенджедидом: он приезжал на один из торжественных выпусков академии.

Пять книг о легендарном танковом…
Вернувшись в Ульяновск, Андронов вскоре вышел в отставку (по возрасту). Однако это вовсе не означает, что он «ушел в пенсионеры». За эти годы Александр Андреевич успел поработать инструктором в облисполкоме, долгое время возглавлял Совет ветеранов и выпускников гвардейского танкового училища. Именно под его редакцией выпущена многотомная энциклопедия, посвященная легендарному учебному заведению. К настоящему моменту опубликовано пять книг, автор многих статей – сам Андронов.

– Я счастлив, что прожил ту жизнь, за которую не стыдно. Меня радует, что я до сих пор, несмотря на свой приличный возраст, приношу пользу обществу: выступаю перед школьниками, веду патриотическую работу. Я глубоко благодарен своей жене и признаюсь ей в любви, а также в любви к танкам. Об этом сказано в известном четверостишии:

Когда я к танку подхожу,

Ему я сердцем салютую И с уважением гляжу,

На мощь его, на сталь литую!

Евгений Нувитов

Редакция благодарит Дину Огрызкову за помощь в организации этого интервью. Отметим, что сегодня, 16 октября, в Ульяновске стартует двухдневный Международный социально-образовательный форум «Социальная сплоченность. Открытое общество. Равные возможности». Форум посвящен различным социальным проблемам, в том числе вопросам, связанным с заботой и помощью ветеранам и старым одиноким людям. Если где-то в вашем окружении есть горожане, нуждающиеся в подобной помощи, не будьте равнодушны: иногда им необходимо ваше внимание и доброе слово.