Бюджет Ульяновска на 2016 год планируется урезать почти в два раза по сравнению с текущим. Мы сравнили расходные строки действующего и планируемого бюджетов и выяснили, что из 4,68 миллиарда рублей бюджетных доходов более 700 миллионов городская власть потратит на обеспечение собственной деятельности, а экономить планируется за счет отказа от развития. За точку сравнения мы приняли действующий бюджет Ульяновска, последние изменения в который были зафиксированы решением Городской Думы Ульяновска в начале сентября. Согласно этим изменениям, доходная часть действующего бюджета составляет 8,45 миллиарда рублей, а расходная — 9,03 миллиарда.
Напомним, что проект бюджета на 2016 год, представленный на рассмотрение в Городскую Думу нового созыва, оперирует совсем другими порядками цифр. Доходная часть бюджета составляет 4,68 миллиарда рублей, а расходная составляет 5,03 миллиарда рублей. Подобная, почти двукратная, разница действующего и планируемого бюджетов в новейшей истории Ульяновска случилась впервые. Здесь стоит отметить, что в течение года городской бюджет неоднократно меняется, причем чаще всего в сторону увеличения размеров доходной базы. Анализ подобных изменений последних трех лет показал, что в большинстве случаев внесение изменений в действующий бюджет оказывается связанным с получением незапланированных изначально субсидий и субвенций из регионального бюджета. Собственная доходная база городского бюджета если и растет, то незначительно, а по итогам первых девяти месяцев 2015 года и вовсе оказалась ниже запланированной в конце 2014 года по ряду важнейших налоговых источников.
Несмотря на это, сравнивать бюджеты можно и нужно. Опыт показывает, что даже при изменении объема доходной базы, серьёзного изменения структуры расходов не происходит. Таким образом, можно констатировать, что заложенная в бюджет 2016 структура расходов скорее-всего останется принципиально неизменной. Провести прямое сравнение оказалось не так просто — по сравнению с бюджетом 2015, в бюджете 2016 очень серьезно изменилась структура распорядителей средств — те расходные статьи, которые ранее были сгруппированы по принципу целевой направленности, в новом бюджете оказались разбросаны между распорядителями, что связано с изменением городского подхода к бюджетированию структурных подразделений. Можно смело предположить, что столь явное неудобство для всех вызвано инерцией программно-целевого подхода к бюджету, который активно внедрялся и в регионе, и в муниципалитетах в последние годы, но оказался крайне неудобным в нынешних условиях, когда городской бюджет скорее можно назвать бюджетом выживания, а не развития. Целевые программы, разбросанные по распорядителям, в данном случае выглядят совершенно ненужной надстройкой.
Почти половину (более 4 миллиардов рублей) от расходной части действующего городского бюджета ныне составляют расходы на образование. Около двух миллиардов рублей из этих денег город тратит на работу школ и около полутора миллиардов на функционирование детских садов, включая различные целевые программы и программы поддержки. Остальные деньги тратятся на оздоровление, работу летних лагерей, субсидии некоммерческим образовательным учреждениям, а также на функционирование структур самого управления образования города. При этом отдельной строкой в бюджете выделена «Ведомственная целевая программа «Обеспечение организации деятельности Управления образования администрации города Ульяновска и подведомственных образовательных организаций», на реализацию которой отводится почти 2,1 миллиарда рублей. В бюджете на 2016 год эта строка сокращена до 600 с небольшим миллионов рублей, а все затраты на образование в рамках полномочий управления составляют лишь 1,3 миллиарда рублей. На деятельность учреждений общего образования планируется в 2016 году потратить 649 миллионов, а на дошкольное образование лишь 553,8 миллиона рублей. Основных направлений экономии несколько. Во-первых, город решил отказаться от серьезных капиталовложений в строительство и ремонт учреждений образования — прямым финансированием в нормальном объеме оказалась обеспечена лишь замена окон. Во-вторых, серьезно урезаны объемы субсидий учреждениям образования — фактически все деньги соответствующей наиболее затратной целевой программы планируется потратить на организацию обучения детей с проблемами в развитии. На эти цели финансирование не уменьшается, а увеличивается, а вот многомиллионные субсидии школам и детским садам урезаны в десятки раз. Причина проста — с недавних пор майские указы Путина о повышении средней зарплаты бюджетников до средней по региону фактически исполнять не надо благодаря изменению способа расчета этой самой средней заработной платы. Соответственно, город лишается и целевых региональных субсидий, направленных на это.
Второй важнейший источник сокращений — сфера ЖКХ. Если в действующем бюджете на ЖКХ отводится почти миллиард рублей (944 миллиона), то в проекте бюджета на 2016 год по той же строчке заложено лишь 102 миллиона рублей, при этом основную их часть должны составить областные субсидии на мероприятия по переселению ульяновцев из ветхого и аварийного жилья. Основная же экономия заключается в фактическом отказе от ремонта и строительства. Так, например, на ремонт детских садов в 2016 году планируется направить лишь 15 миллионов рублей, при том, что в проекте бюджета на 2015 год указывался объем финансирования в размере 340,6 миллионов рублей. До минимума в 1 миллион рублей срезается финансирование строительства и ремонта в рамках программ развития физкультуры и спорта, строительства детских садов и школ, а также финансирование программы по обеспечению земельных участков под ИЖС коммуникациями. Очевидно, что речь идет об участках, предоставленным многодетным семьям.
Значительно сократятся затраты и на дороги. Если в 2015 году комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта выделено на ведение деятельности 1,8 миллиарда рублей, то в 2016 году запланировано финансирование в размере лишь 1,15 миллиарда. Урезать планируется программы развития транспорта за счет уменьшения затрат на закупку трамваев и троллейбусов до 55 миллионов рублей. Таким образом, основным содержанием соответствующей городской целевой программы станет выплата субсидий на перевозку льготников. Почти в два раза хотят сократить и дорожные фонды — с 1,03 миллиарда рублей до 574 миллионов. Экономить планируется на программе повышения безопасности движения, в рамках которой осуществляется установка дорожных знаков, пешеходных переходов и так далее – её сократят в деньгах с 570 до 150 миллионов рублей. При этом планируется увеличить затраты на строительство дорог с 88 до 149 миллионов рублей, но за счет сокращения с 460 до 24 миллионов программы финансирования городского благоустройства.
В новом бюджете изменены распорядители средств, выделяемых на социальную сферу, что значительно усложняет прямое сравнение по соответствующим бюджетным строкам. Такое сравнение по строке «социальная политика», отнесенной к комитету дорожного хозяйства показывает, например, что объем финансирования социальной политики уменьшается с 462 миллионов до… 753 тысяч рублей, а из всех мер поддержки в рамках известной городской программы «Забота» остается лишь денежная выплата «работникам профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований». Это, конечно же, не так — основные меры социальной поддержки город сохранил, хотя объем финансирования программы «Забота» и уменьшен с 61 до 54,6 миллиона рублей, а другие социальные расходы серьёзно урезаны. Так, например, в бюджете 2016 года в строке «социальное обеспечение населения» заложено лишь символическое финансирование в размере 84 тысяч рублей, а на выплаты людям, чьи имена занесены на Доску Почета, и вовсе заложено лишь 9 тысяч.
Фактически единственная крупная строка нового бюджета, финансирование по которой выросло, это «Администрация города Ульяновска». На её деятельность в 2016 году заложено 752 миллиона рублей, при том, что в действующем бюджете на эти цели предусмотрено лишь 574,3 миллиона. Впрочем, речь не идет о том, что в Ульяновске значительно выросли затраты на содержание аппарата — их, наоборот, несколько урезали. Основная причина в другом — в необходимости оплачивать возросшие проценты по городским долгам. Если в 2015 году в бюджете на обслуживание взятых Ульяновском кредитов заложено 195 миллионов рублей, то в 2016 на эти цели выделено 354,8 миллиона, что выше тех прогнозов, которые город строил в 2014 году. Причина в том, что в течение 2015 года дефицит бюджета Ульяновска вырос с запланированных 10 до 12,5 процентов. В 2016 году дефицит бюджета планируется в 7,5% собственных доходов, то есть в 350 с лишним миллионов рублей – почти столько же, сколько заложено в нем на обслуживание предыдущих долгов. |
|