Бюджет Ульяновска на 2016 год планируется урезать почти в два раза по сравнению с текущим. Мы сравнили расходные строки действующего и планируемого бюджетов и выяснили, что из 4,68 миллиарда рублей бюджетных доходов более 700 миллионов городская власть потратит на обеспечение собственной деятельности, а экономить планируется за счет отказа от развития.

памятник ленину

За точку сравнения мы приняли действующий бюджет Ульяновска, последние изменения в который были зафиксированы решением Городской Думы Ульяновска в начале сентября. Согласно этим изменениям, доходная часть действующего бюджета составляет 8,45 миллиарда рублей, а расходная — 9,03 миллиарда.

Подобная, почти двукратная, разница действующего и планируемого бюджетов в новейшей истории Ульяновска случилась впервые.

Напомним, что проект бюджета на 2016 год, представленный на рассмотрение в Городскую Думу нового созыва, оперирует совсем другими порядками цифр. Доходная часть бюджета составляет 4,68 миллиарда рублей, а расходная составляет 5,03 миллиарда рублей. Подобная, почти двукратная, разница действующего и планируемого бюджетов в новейшей истории Ульяновска случилась впервые.

Здесь стоит отметить, что в течение года городской бюджет неоднократно меняется, причем чаще всего в сторону увеличения размеров доходной базы. Анализ подобных изменений последних трех лет показал, что в большинстве случаев внесение изменений в действующий бюджет оказывается связанным с получением незапланированных изначально субсидий и субвенций из регионального бюджета. Собственная доходная база городского бюджета если и растет, то незначительно, а по итогам первых девяти месяцев 2015 года и вовсе оказалась ниже запланированной в конце 2014 года по ряду важнейших налоговых источников.

Собственная доходная база городского бюджета если и растет, то незначительно.

Несмотря на это, сравнивать бюджеты можно и нужно. Опыт показывает, что даже при изменении объема доходной базы, серьёзного изменения структуры расходов не происходит. Таким образом, можно констатировать, что заложенная в бюджет 2016 структура расходов скорее-всего останется принципиально неизменной.

Провести прямое сравнение оказалось не так просто — по сравнению с бюджетом 2015, в бюджете 2016 очень серьезно изменилась структура распорядителей средств — те расходные статьи, которые ранее были сгруппированы по принципу целевой направленности, в новом бюджете оказались разбросаны между распорядителями, что связано с изменением городского подхода к бюджетированию структурных подразделений. Можно смело предположить, что столь явное неудобство для всех вызвано инерцией программно-целевого подхода к бюджету, который активно внедрялся и в регионе, и в муниципалитетах в последние годы, но оказался крайне неудобным в нынешних условиях, когда городской бюджет скорее можно назвать бюджетом выживания, а не развития. Целевые программы, разбросанные по распорядителям, в данном случае выглядят совершенно ненужной надстройкой.

Городской бюджет скорее можно назвать бюджетом выживания, а не развития.

Почти половину (более 4 миллиардов рублей) от расходной части действующего городского бюджета ныне составляют расходы на образование. Около двух миллиардов рублей из этих денег город тратит на работу школ и около полутора миллиардов на функционирование детских садов, включая различные целевые программы и программы поддержки. Остальные деньги тратятся на оздоровление, работу летних лагерей, субсидии некоммерческим образовательным учреждениям, а также на функционирование структур самого управления образования города. При этом отдельной строкой в бюджете выделена «Ведомственная целевая программа «Обеспечение организации деятельности Управления образования администрации города Ульяновска и подведомственных образовательных организаций», на реализацию которой отводится почти 2,1 миллиарда рублей.

В бюджете на 2016 год эта строка сокращена до 600 с небольшим миллионов рублей, а все затраты на образование в рамках полномочий управления составляют лишь 1,3 миллиарда рублей. На деятельность учреждений общего образования планируется в 2016 году потратить 649 миллионов, а на дошкольное образование лишь 553,8 миллиона рублей. Основных направлений экономии несколько. Во-первых, город решил отказаться от серьезных капиталовложений в строительство и ремонт учреждений образования — прямым финансированием в нормальном объеме оказалась обеспечена лишь замена окон. Во-вторых, серьезно урезаны объемы субсидий учреждениям образования — фактически все деньги соответствующей наиболее затратной целевой программы планируется потратить на организацию обучения детей с проблемами в развитии. На эти цели финансирование не уменьшается, а увеличивается, а вот многомиллионные субсидии школам и детским садам урезаны в десятки раз. Причина проста — с недавних пор майские указы Путина о повышении средней зарплаты бюджетников до средней по региону фактически исполнять не надо благодаря изменению способа расчета этой самой средней заработной платы. Соответственно, город лишается и целевых региональных субсидий, направленных на это.

Основная экономия в сфере ремонта и строительства заключается в фактическом отказе от ремонта и строительства.

Второй важнейший источник сокращений — сфера ЖКХ. Если в действующем бюджете на ЖКХ отводится почти миллиард рублей (944 миллиона), то в проекте бюджета на 2016 год по той же строчке заложено лишь 102 миллиона рублей, при этом основную их часть должны составить областные субсидии на мероприятия по переселению ульяновцев из ветхого и аварийного жилья. Основная же экономия заключается в фактическом отказе от ремонта и строительства. Так, например, на ремонт детских садов в 2016 году планируется направить лишь 15 миллионов рублей, при том, что в проекте бюджета на 2015 год указывался объем финансирования в размере 340,6 миллионов рублей. До минимума в 1 миллион рублей срезается финансирование строительства и ремонта в рамках программ развития физкультуры и спорта, строительства детских садов и школ, а также финансирование программы по обеспечению земельных участков под ИЖС коммуникациями. Очевидно, что речь идет об участках, предоставленным многодетным семьям.

Почти в два раза хотят сократить и дорожные фонды.

Значительно сократятся затраты и на дороги. Если в 2015 году комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта выделено на ведение деятельности 1,8 миллиарда рублей, то в 2016 году запланировано финансирование в размере лишь 1,15 миллиарда. Урезать планируется программы развития транспорта за счет уменьшения затрат на закупку трамваев и троллейбусов до 55 миллионов рублей. Таким образом, основным содержанием соответствующей городской целевой программы станет выплата субсидий на перевозку льготников.

Почти в два раза хотят сократить и дорожные фонды — с 1,03 миллиарда рублей до 574 миллионов. Экономить планируется на программе повышения безопасности движения, в рамках которой осуществляется установка дорожных знаков, пешеходных переходов и так далее – её сократят в деньгах с 570 до 150 миллионов рублей. При этом планируется увеличить затраты на строительство дорог с 88 до 149 миллионов рублей, но за счет сокращения с 460 до 24 миллионов программы финансирования городского благоустройства.

В бюджете 2016 года в строке «социальное обеспечение населения» заложено лишь символическое финансирование в размере 84 тысяч рублей, а на выплаты людям, чьи имена занесены на Доску Почета, и вовсе заложено лишь 9 тысяч.

В новом бюджете изменены распорядители средств, выделяемых на социальную сферу, что значительно усложняет прямое сравнение по соответствующим бюджетным строкам. Такое сравнение по строке «социальная политика», отнесенной к комитету дорожного хозяйства показывает, например, что объем финансирования социальной политики уменьшается с 462 миллионов до… 753 тысяч рублей, а из всех мер поддержки в рамках известной городской программы «Забота» остается лишь денежная выплата «работникам профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований». Это, конечно же, не так — основные меры социальной поддержки город сохранил, хотя объем финансирования программы «Забота» и уменьшен с 61 до 54,6 миллиона рублей, а другие социальные расходы серьёзно урезаны. Так, например, в бюджете 2016 года в строке «социальное обеспечение населения» заложено лишь символическое финансирование в размере 84 тысяч рублей, а на выплаты людям, чьи имена занесены на Доску Почета, и вовсе заложено лишь 9 тысяч.

Фактически единственная крупная строка нового бюджета, финансирование по которой выросло, это «Администрация города Ульяновска».

Фактически единственная крупная строка нового бюджета, финансирование по которой выросло, это «Администрация города Ульяновска». На её деятельность в 2016 году заложено 752 миллиона рублей, при том, что в действующем бюджете на эти цели предусмотрено лишь 574,3 миллиона.

Впрочем, речь не идет о том, что в Ульяновске значительно выросли затраты на содержание аппарата — их, наоборот, несколько урезали. Основная причина в другом — в необходимости оплачивать возросшие проценты по городским долгам. Если в 2015 году в бюджете на обслуживание взятых Ульяновском кредитов заложено 195 миллионов рублей, то в 2016 на эти цели выделено 354,8 миллиона, что выше тех прогнозов, которые город строил в 2014 году. Причина в том, что в течение 2015 года дефицит бюджета Ульяновска вырос с запланированных 10 до 12,5 процентов. В 2016 году дефицит бюджета планируется в 7,5% собственных доходов, то есть в 350 с лишним миллионов рублей – почти столько же, сколько заложено в нем на обслуживание предыдущих долгов.