14 октября комитет по жилищной политике и ЖКХ Законодательного собрания Ульяновской области совещался на тему того, как увеличить долю многоквартирных домов, жители которых выбрали спецсчета для аккумулирования “капремонтных” средств. Вопрос забуксовал в самом начале – оказалось, что никто не знает, а сколько вообще домов выбрали спецсчета.
По словам председателя комитета Геннадия Антонцева, 312 спецсчетов многоквартирных домов находятся на балансе регионального оператора, ещё 145 счетов “привязаны” к ТСЖ и ЖСК. При этом всего уведомлений об открытии спецсчета в надзорные органы поступило 557. Банальная арифметика показывает, что 100 домов со спецсчетом находятся непонятно где.
Банальная арифметика показывает, что 100 домов со спецсчетом находятся непонятно где.
Ситуация несколько прояснилась на совещании, на котором присутствовали представители городской администрации. Оказалось, что многие ТСЖ и ЖСК до сих пор не предоставили отчета по спецсчетам, который должны были подготовить еще в начале года по причине того, что попросту “ушли в подполье”, поменяв председателей и проигнорировав обязательную отчетность. Куда и как собираются деньги жильцов, и на что они тратятся, в подобной ситуации выяснить нелегко.
Жители региона попросту пугаются спецсчетов, так как чувствуют, что останутся сами с собой и им никто не будет помогать.
На этом фоне не удивительно, что на совещании открыто говорилось о том, что жители региона попросту пугаются спецсчетов, так как чувствуют, что останутся сами с собой и им никто не будет помогать, например, в выборе подрядной организации. Кроме того, собственникам совершенно непонятен алгоритм работы со спецсчетом. Причина банальна – он попросту не разработан. Порой те ТСЖ и ЖСК, которые открыли спецсчета, даже не знают куда и кому доставлять счета на капремонт.
При этом федеральный посыл направлен на увеличение доли домов, собственники квартир в которых выбрали спецсчет. Последняя концепция стратегии развития ЖКХ до 2020 года подразумевает, что через пять лет необходимо увеличить количество домов со спецсчетами до половины. В отдельных регионах, например, в Костромской области или в республике Удмуртия, число таковых уже превысило 50 процентов.
В качестве стимулирующей меры в этом направлении можно воспринимать и недавнюю законодательную инициативу, которая сейчас рассматривается Государственной Думой. Согласно ей, у собственников может возникнуть возможность открытия специального депозита, то есть средства на спесчете могут превратиться в деньги, которые могут работать сами по себе.
Все больше собственников понимают, что спецсчет дает определенные дополнительные преимущества в расходования и гарантии сохранности денег, – отметил глава профильного комитета Геннадий Антонцев.
Но этого понимания явно мало – риски и возможности до сих пор остаются во-многом непонятными, особенно в связи с недавними изменениями законодательства, согласно которым, в случае, если за капитальный ремонт платит менее половины собственников, средства со спецсчета могут попасть в распоряжение регионального оператора. Такая ситуация, даже в случае крайне высокой сознательности собственников, вовсе не исключена по причине того, что во многих домах со спецсчетом одним из основных собственников квартир является муниципалитет, который взносы за капремонт на спецсчета вносить не спешит.
Взносы за капитальный ремонт на спецсчета органы местного самоуправления не оплачивают вовсе.
По словам представителя городской администрации, в настоящий момент в городе нет никакой системы мониторинга ситуации с домами, где выбран спецсчет, а взносы за капитальный ремонт на спецсчета органы местного самоуправления не оплачивают вовсе по причине того, что для этого не определена и, соответственно, не заложена в бюджет, необходимая сумма.
В итоге и возникает описанный выше риск того, что даже при нормальном сборе взносов у собственников есть все шансы потерять спецсчет просто из-за того, что муниципалитет за капремонт не платит и, судя по проекту бюджета на 2016 год, и не планирует. Из решений администрации Ульяновска следует, что стратегия выбрана несколько иной – за счет резкого повышения стоимости социального найма заставить нанимателей муниципальных квартир их приватизировать и, тем самым, снять с себя обязанность оплачивать взносы за капитальный ремонт.
Многие жильцы просто не представляют себе что такое спецсчет, а взносы за капремонт рассматривают как оплату за услуги ЖКХ.
Но существуют и другие риски. Во-первых, до сих пор не решены вопросы кредитования владельцев спецсчетов и не разработан механизм страхования и индексации взносов кроме рассматриваемого Госудмой предложения по организации “специальных депозитов”. Во-вторых, многие жильцы просто не представляют себе что такое спецсчет, а взносы за капремонт рассматривают как оплату за услуги ЖКХ.
В результате ситуацию можно описать как сложную – с одной стороны федералы требуют увеличить количество спецсчетов, а с другой – жильцы все меньше и меньше доверяют всей системе капремонта на фоне бесконечной модернизации нормативной базы и попросту перестают платить.
Артемий Темный