На прошлой неделе в Ульяновске определили лучшего молодого педагога этого года. В городском этапе областного конкурса «Педагогический дебют-2015» приняли участие 38 молодых учителей из 34 образовательных учреждений.

В качестве основной площадки для проведения городского этапа была выбрана школа №6, поскольку именно здесь работает победительница прошлогоднего конкурса – учитель истории Варвара Монахова.
– С каждым годом увеличивается количество участников «Педагогического дебюта» и его престиж. Наши требования совпадают с критериями регионального и всероссийского этапов. Это означает, что победители муниципального этапа более уверенно выступят в дальнейшем, – отмечает председатель жюри, начальник отдела общего образования Наталья Макарова.
Наш корреспондент поучаствовал в одном из самых ярких заданий конкурса – самопрезентации участников на тему: «У меня это хорошо получается». О том, что же им удается «на отлично» в педагогической работе, рассказали молодые преподаватели английского языка из шести разных школ Ульяновска.

Притчи и СМИ на уроках иностранного
– Если я буду долго держать стакан с водой в вытянутой руке, то, скорее всего, я быстро устану и почувствую боль. Стоит мне передать этот стакан другому человеку или просто поставить его на стол – проблема исчезнет. Так же случается, если мы с кем-то делимся своими трудностями и переживаниями, – считает Екатерина Ныйкина из 79-й гимназии. Своих учеников она стремится не просто научить английскому, но и сплотить, создать в них «чувство локтя», которое им поможет в дальнейшем. В этом ей помогают яркие примеры и притчи.
В свое время Екатерине достался сложный класс, разбитый на небольшие группки. За два года молодая учительница совместно со школьным психологом провела множество тренингов, организовала самых шумных мальчишек в «Клуб будущих мужчин» и в конечном итоге добилась того, что на базе класса был создан тимуровский отряд.

Кристина Маркина2.JPG
Победитель «Педагогического дебюта 2015» Кристина Маркина: «Я уверена, что у каждого человека получается только то, что идет от сердца. Без «частицы» души, вложенной в свою работу, не может быть настоящего учителя

– Большую роль сыграли родители, которых я также активно привлекала к школьной жизни. Педагогическая задача решена – и я считаю, что у меня неплохо получилось, – говорит Екатерина.
У ее коллеги из 76-й школы – Татьяны Букиной – свои секреты педагогического мастерства.
– Чтобы заинтересовать своих учеников, я активно использую возможности и технические приемы СМИ. Например, во время урока мы записываем на диктофон или видеокамеру ответы учеников, а затем совместно прослушиваем. Когда дети слышат и видят себя со стороны, им яснее становятся их собственные ошибки в произношении иностранных слов, – уверяет Татьяна.
Ученики 76-й школы описывают на английском свой обычный день, класс, меню, а затем голосуют за лучшее описание. Данные проекты попадают на школьные стенды.
– Мотивирует учеников и использование современных технических возможностей: к примеру, я прошу ребят общаться в интернет-чатах на английском, а затем показывать мне результаты этих бесед.

Ставка – на «общественников»
По словам Варвары Коноваловой, педагога 42-й школы, ее «конек» – это общественная деятельность.
– В старших классах я постоянно участвовала в различных конкурсах и соревнованиях. Затем состояла в региональной молодежной организации «Новая цивилизация», возглавляла студенческий совет Заволжского района, была экскурсоводом музея «Защиты детства» и выступала в Димитровградской колонии для несовершеннолетних, – перечисляет молодая учительница.
В 2014 году она присоединилась к волонтерам, помогавшим на открытии и закрытии Паралимпийских игр в Сочи.

Жеребьевка.JPG
Перед конкурсными заданиями участники вытягивали из мешочка бочонки с цифрами: так определялась последовательность выступлений

– Я горжусь, что ездила в Сочи. Для меня это стало отличным уроком мужества: я видела, на что способны те, кого мы называем инвалидами. Многие из здоровых людей не могут даже приблизиться к подобным результатам.
Варвара уверена в том, что своих учеников можно воспитать только на личном примере: активному и успешному учителю дети всегда будут подражать, тянуться к нему.
На общественную деятельность сделала «ставку» и другая конкурсантка – педагог из лингвистической гимназии Кристина Маркина. И не ошиблась: именно она – по итогам двух туров – стала победительницей «Педагогического дебюта-2015».
– В 10 классе я впервые приняла участие в сменах актива старшеклассников Ульяновской области, а затем вступила в Российский союз молодежи. В студенческие годы я также входила в состав делегации нашего региона на различных всероссийских и международных сменах, в том числе – участвовала в Дне дублера. Все это непосредственно повлияло на мою педагогическую работу, – рассказывает Кристина.
По ее убеждению, самое главное – наладить творческое деловое взаимодействие между учениками и учителем. И сделать это можно не только на уроках.
– Так, я предложила ребятам во время летних каникул писать мне письма на английском языке. Несмотря на то, что данное задание не являлось обязательным, в конце лета я получила более полусотни писем от учеников 8-9 классов. Этим удачным экспериментом заинтересовались даже коллеги из-за рубежа: они узнали о наших «летних письмах» во время международного фестиваля школьного спорта стран СНГ, проходившего недавно в лингвистической гимназии.
Как признается победительница «Педагогического дебюта», работая с детьми, она словно слышит внутри себя светлую, радостную музыку, которой хочется делиться с окружающими.
– Мне приятно думать, что я задеваю какие-то струны и в душах моих учеников – и они «звучат» в унисон с моим внутренним состоянием.
Напомним, что все финалисты городского этапа будут защищать честь города на региональном этапе конкурса «Педагогический дебют-2015», который пройдет с 24 по 27 ноября.
Администрация города поздравляет конкурсантов с заслуженными наградами и желает им успехов на региональном этапе.
Евгений Нувитов

Наша справка: Конкурс «Педагогический дебют 2015» проходил с 13 по 16 октября в два тура: «Педагогическое призвание» и «Педагогическое лидерство». Во второй тур вышли 15 конкурсантов.
По итогам второго тура лучшим молодым учителем стала преподаватель английского языка Лингвистической гимназии Кристина Маркина. Второе место поделили учитель информатики школы №25 Кристина Оглоблина и учитель истории школы №52 Андрей Чечуков. Третье место присудили учителям русского языка и литературы лицея №40 Оксане Абрамовой и школы №21 Юлии Моисеевой, а также учителю английского языка лицея №11 Дарье Красковой.
В номинации «Молодой педагог дополнительного образования» максимальное количество баллов набрал педагог Центра детского творчества №6 Сергей Алыхов.
В номинации «Молодой руководитель» победила заместитель директора по учебно-воспитательной работе Центра детского творчества №1 Мария Аверина.