2016 год объявлен в России Годом российского кино и  Годом китайско-российских СМИ. Несколько недель назад губернатор Сергей Морозов сообщил, что Международный культурный форум, который ежегодно проходит в Ульяновской области, будет приурочен именно к этим тематическим годам, и помимо традиционно приглашаемых зарубежных гостей в Ульяновск созовут и китайских экспертов из разных сфер гуманитарной деятельности. О необходимости перенаправления китайских туристов из столицы в Ульяновск, о трансляции ценностей через медийные продукты и о том, каким будет предстоящий Международный культурный форум в 2016 году мы поговорили с главой ОГКУ «Ульяновский областной ресурсный центр развития туризма» Сергеем Лаковским.

Ежов: Сергей, вы у нас главный генератор процесса сотрудничества по Китаю. Расскажите вкратце о всех проектах, которые у нас есть с Китаем сейчас, о том, что в Ульяновске было, есть и будет по этой линии сотрудничества.:

Сергей: Обозначу, что сейчас мы движемся в первую очередь по гуманитарной линии. “Работаем” идеологию. Туризм у нас находится в хорошем тренде, развивается последовательно и четко. В этом году мы приняли реальные туристические группы, которые едут к нам уже за деньги. В том году этого не было ещё – тогда были эксперты, те, кто приезжал в составе делегаций. В начале ноября к нам приедет крупнейший туроператор “Интурист”, чтобы подписать серьезное соглашение. В этом году в Москве они встретили более 140 тысяч китайских туристов, в один момент их даже размещать в столице было негде. Сейчас “Интурист” заинтересован в перенаправлении части туристических потоков, поэтому в ноябре мы ждём встречи и подписания соглашения.

Ежов: То есть Москва часть потока нам отдаёт.

Сергей: Да. Эта тема была серьёзно прокачана. Мы были регионом-координатором Красного туризма. Ещё раз в недавней нашей поездке в Китай с Сергеем Ивановичем Морозовым на очередном заседании гуманитарной межправительственной комиссии о сотрудничестве несколько раз с обеих сторон звучала тема Красного туризма, был отмечен хороший позитивный результат. Я считаю, что это направление очень хорошо развивается и будет локомотивом развития нашей туристической отрасли. Как мы планировали, так оно и продвигается. И второй момент, который хотелось бы озвучить – по итогам поездки в Китай  достигнуты предварительные договорённости о проведении российско-китайского форума в рамках провозглашенных 2-х лет обмена в сфере СМИ. Последующие годы – это годы обмена опытом, контентом, проектами в сфере СМИ между Россией и Китаем, точно так же, как были годы обмена в сфере туризма, в сфере молодёжных обменов.

Ежов: Это же  не означает, что прекращается развитие туризма, это подключаются новые линии сотрудничества? 

Сергей: Конечно. Главное: Китай –  очень серьёзный драйвер развития для нашего региона, с этим уже невозможно спорить. Для современного мира Китай является локомотивом развития, а уж возможность нам напрямую иметь с этим локомотивом отношения –  серьезный драйвер развития. И в этой сфере гуманитарного сотрудничество крайне интересны следующие два года по сотрудничеству в сфере СМИ. Я предложил Сергею Ивановичу переформатировать наш культурный форум, который потерял смысл. Форум как инструмент не работает. Для чего он сейчас нужен? Форум ради форума. Хотя сам инструмент хорош, название, не спорю, может, спорное, пускай будет. Но его же надо наполнять новыми смыслами. Если 5 лет назад было актуально что-то связанное с европейским культурным опытом, то сейчас это совершенно не актуально. Нет смысла продолжать то же самое.  А здесь есть возможность его просто переформатировать и вписаться в очень серьёзную повестку, в новые тренды.

Ежов: И не просто оседлать, а быть первыми?

Сергей: Да, речь именно о первенстве. Если вкратце сказать о сути, то задачей этих двух годов обмена является увеличение продаж медийного продукта на китайский рынок. Помимо этого мы понимаем, что продажа медийного продукта – это не просто бизнес,  это трансляция ценностей, это взаимодействие в сфере идеологии, в сфере культурного обмена. Об этом, на мой взгляд, и можно было бы поговорить на форуме. Мне видится рабочее название концепции форума таким: “От ценностей к продукту”. Здесь можно  поговорить о том, какие ценности лежат в основе китайского медийного продукта на основе государственной политики, на основе спроса; что диктует спрос, что диктует та же самая государственная политика; какие ценности лежат в основе советского медийного продукта, начиная от мультфильмов и заканчивая фильмами. Мы имеем право об этом говорить, это  интереснейший опыт. Какие ценности лежат в основе американского продукта, через который нам навязывают особое отношение к миру. Мы понимаем, что это является бизнес-инструментом политики. И какие ценности должны лежать в основе российского интернет (например)-продукта, какие особенности есть как для внутреннего потребления, так и для того, который будет поставляться на китайский рынок. Надо это твёрдо понимать, что если наш продукт не будет соответствовать китайским ценностям, он не будет туда продан. Мы  должны объяснять нашим продюсерам, нашим художникам, какой создавать продукт. Наша задача – сделать форум глубоким в плане смыслов, на него приедет и китайская сторона, которая нам всё расскажет, и наши продюсеры, и американцев хотим пригласить.

Ежов: Тем более, есть уже хороший пример: примерно месяц назад проходила новость, что к нам переехал Лунтик. Лунтик – универсальный герой.

Сергей: Дело в том, что компания Gelaxy Vision обладает правами на продажу этого героя в Китае, мы как раз с ними сейчас подключились к работе по совместной задаче – продавать этого героя на китайский рынок. Туда он выйдет не просто как обычный развлекательный персонаж, а как образ, который транслирует базовые ценности, одинаковые и для нас, и для Китая. Универсальный язык. И это важно, понимаете? Ульяновская область будет напрямую причастна к этому делу.

Ежов: Я от себя добавлю. Немало друзей в разном бизнесе,  которые наладили прямые связи с китайскими партнёрами.  У меня один друг, например, элементарно возил мебель, делал мебельные туры в Китай. Другие пытаются сейчас наладить контакт по интернет-технологиям, начиная от контента, заканчивая продуктом. Они ищут пути на китайский рынок. И здесь медиа надо понимать как пространство, как канал проникновения. Может быть один из основных

Сергей: Согласен. Сейчас у нас задача – в течение месяца сформировать концепцию  форума, которую должны представить в декабре в Китае, и включить в план мероприятий, посвящённых открытию годов обмена. Поэтому на базе “Улпрессы” можно было бы собрать экспертов, чтобы прокачать эту концепцию, чтобы она была органична для нашего города,   не теряла глобальной повестки и могла бы объединить разные секторы, которые влились бы в этот процесс. И мы представили бы действительно серьёзную работу, мероприятия, которые в том числе, могли быть вписаны в линейку достижений Ульяновской области.