Тепло дерева, его форма и фактура всегда вдохновляли на творчество ульяновского скульптора и педагога Евгения Усерднова.

Около 70 его рельефных композиций и круглых скульптур, созданных в разные годы, сейчас можно увидеть в Выставочном зале «На Покровской» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина». Экспозиция «Древо жизни» приурочена к 40-летию творческой и педагогической деятельности этого ваятеля, одного из самых заметных ульяновских мастеров, члена Союза художников России, заслуженного работника культуры Ульяновской области.

Дерево под резцом Евгения Георгиевича обретает новую жизнь и высокий смысл. Природа у него очеловечивается. Деревья с уходящими в почву корнями (рельеф «Гармония») – это символ человека, который не может состояться без опоры – на предков, семью, друзей, историю родины, наконец. Деревья – они живые, и их стволы скульптор превращает в прекрасные обнаженные тела античных дриад (рельеф «Женские торсы»), он переплетает этих существ с ветвями, соединяя их в единое целое (рельеф «Дриады»).

В ядре грецкого ореха он увидел человеческий мозг, способный вместить в себя огромный Космос. «Это природная форма, – рассказывает мастер, – мне было интересно рассматривать его извилины. Я пошел на базар, выбрал самые крупные орехи, изучал их конструкцию, и таким образом родился этот рельеф».

– Мне нравится обращать внимание на красоту обыденного, – объясняет свою позицию в искусстве Евгений Георгиевич, – на деревья, фрукты, овощи. Люблю изображать женщин, их обнаженные торсы. Вообще, считаю, что женщина – самая совершенная природная форма.

Образы у него идут не от содержания, а от формы. Скульптура «Развод» была создана благодаря тому, что понравилась форма: шар в раме. Потом у шара с противоположных сторон появились два лица – мужское и женское, а рама превратилась в гильотину. Ощущение, что еще мгновение – и безжалостное острие навсегда разделит целое…

Из толстого ствола с шершавой корой вырос «Узник ГУЛАГа». Замысел, вспоминает Усерднов, возник несколько лет назад, когда у Александра Солженицына был юбилей. Образ писателя, прошедшего сталинские лагеря, впечатлил, и захотелось его обобщить. Бревно стало символом лесоповала, опутавшая его колючая проволока – символом неволи. Из ствола выросла голова узника, страдальца с просветленным лицом, что сродни христианскому святому.

Впрочем, художник любит и пошутить. Обнаженные пышные женские торсы он ассоциирует с деревенскими горшками (рельеф «Декоративные сосуды»). Себя он с иронией изобразил в небольшой скульптуре «Древоток». Говорит: «Это мой автопортрет, я, как древесный червь, роюсь в дереве, копаюсь, проделываю ходы».

Усерднов, кстати, сам похож на человека, вырезанного Богом из дерева, – светлым лицом и волосами, добрыми глазами, душевной теплотой. Мастер и данную ему родителями фамилию оправдывает – трудится усердно и с любовью к делу.

Он родился в Ульяновске в 1953 году. С детства увлекался вырезыванием. То камешек для этого подберет, то корешок, то «гусиное мыло» найдет на волжском берегу. Лепил из пластилина крепости с солдатиками, оружие для них и даже крошечные пульки делал.

– Родителям, – вспоминает Евгений Георгиевич, – это не слишком нравилось, им некогда было мной заниматься. Я в художественную школу не ходил, попал в нее уже в 17 лет после средней школы. Один год проучился у замечательного педагога Юрия Васильевича Павлова и подал документы на скульптурное отделение Пензенского художественного училища имени Г.К. Савицкого. Мне повезло. Вообще, туда по четыре-пять лет поступали, я в группе оказался самый молодой. Дело решило то, что по композиции получил «пятерку». Педагоги увидели во мне потенциал. И я старался оправдать их ожидания, учился на «отлично».

В 1975 году молодой скульптор вернулся в Ульяновск. Здесь была больная мама,и нужно было быть рядом с ней.

– Сразу начал преподавать в художественной школе, – рассказывает Евгений Георгиевич. – Пошел туда, потому что была возможность заниматься творчеством, на которое я был заряжен в училище. На любой другой работе это было бы невозможно. До обеда трудился в мастерской, а после – учил детей.

Вообще-то, дерево как материал он выбрал не сразу. Но работать в бронзе не было возможности, потому что город не имел своего цеха точного литья. Поработал в граните. Созданный им в этом камне портрет «Юность» сейчас находится в собрании Ульяновского областного художественного музея.
– Многим кажется, что дерево простой материал. Наоборот, он – сложный, – убежден Усерднов.

– Ведь мастер, чтобы создать скульптуру в бронзе, сначала лепит модель из пластилина или глины, и может долго доводить ее до ума. А в дереве если что-то уберешь, то уже потом не приклеишь. Здесь нужно «вписываться» в доску или бревно. Нужно иметь пространственное мышление, чтобы видеть конечный результат.

Произведения Евгения Георгиевича всегда с успехом экспонировались и продолжают экспонироваться на областных, республиканских и всероссийских выставках. Зрители не могут равнодушно пройти мимо его излучающих золотистый свет и умиротворенность работ. Уверена, многим хотелось бы дотронуться рукой до его идеально отполированных рельефов и статуэток изысканных форм. И конечно, всегда интересно разгадывать смыслы, заложенные художником в свои творения.

Впечатляют его успехи и как педагога. 40 лет он отдал городской художественной школе. 30 учеников Усерднова окончили художественные вузы, академии художеств, вступили в члены Союза художников России. Работают в Санкт-Петербурге, Москве, Самаре, Тольятти, других городах. В Ульяновске – это Дмитрий Потапов и Игорь Шумилкин.

Предметом особой гордости стало то, что за последние два года подряд две его ученицы – Екатерина Герасимова и Анастасия Журавлева – поступили на бюджетные места в Московскую государственную художественно-промышленную академию имени С.Г. Строганова на монументальную скульптуру. Как правило, студентами здесь становятся выпускники художественных училищ и даже вузов. А тут из школы – да сразу в академию!

Евгений Георгиевич так определяет свой педагогический метод: “Стараюсь в каждом ученике увидеть личность, его перспективы для творчества”.

Ирина Морозова