16-17 октября в Ульяновске на международном уровне обсуждались самые актуальные и острые социальные проблемы современной России. Представители 26 регионов страны, а также гости из Сингапура, Франции и Великобритании дискутировали на темы, связанные с социальными реформами, бедностью, «женским вопросом» и трудностями пенсионного возраста.

Большое внимание было уделено дискуссионной площадке «Старшее поколение – новые возможности», в которой также поучаствовал наш корреспондент.

Вывеска форума.JPG

Стратегия – в интересах пожилых
– В России наблюдается не просто рост численности пожилого населения, но и увеличение его доли – по сравнению с людьми более молодого возраста. Например, если в 2002 году в нашей стране проживали 29,8 миллионов пожилых граждан, то сейчас – 33,8 миллионов. По прогнозам экспертов, к 2050 году доля тех, кто старше трудоспособного возраста, будет равна 22 процента, – в настоящий момент эта цифра составляет 11 процентов. Все это означает, что в стране складываются новые социально-экономические условия, которые ставят перед нами ряд проблем, – рассказывает об основных предпосылках дискуссии руководитель комиссии по культурному наследию и туризму социальной платформы «Единой Россия» в Госдуме Светлана Ануфриенко.

Ануфриенко.JPG
Светлана Ануфриенко считает, что в решении проблем пожилых граждан должны принимать участие сами пенсионеры. Одним из важных шагов в этом направлении является обсуждение проекта соответствующей федеральной стратегии

В частности, новые условия требуют ответа на такие сложные вопросы: как справиться с возрастающей нагрузкой на трудоспособное население? Как создать пенсионерам достойные и доступные условия для жизни, лечения и дальнейшей работы (для тех, кто, конечно, хочет трудиться на пенсии)?
– Именно поэтому по поручению Президента России в настоящее время разрабатывается «Проект стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года». С текстом данного проекта можно ознакомиться на сайте Минтруда РФ (по адресу: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/203 – Ред.). Для нас сейчас важно то, что все предложения, которые будут озвучены на форуме в Ульяновске, так или иначе найдут свое отражение в конечном тексте упомянутой стратегии, – отмечает еще одна участница встречи – руководитель федерального проекта «Россия – активное долголетие» Олеся Романова-Плаксина.

Если пенсионер хочет работать
Одна из значимых тем упомянутой дискуссии – трудоустройство пенсионеров.
– Не секрет, что работодатели отказываются трудоустраивать пожилых людей и мамочек с маленькими детьми, так как и те, и другие чаще остальных уходят на больничный. На мой взгляд, выход тут один – в выстраивании более тесного взаимодействия системы трудовой деятельности и здравоохранения, – считает директор Центра занятости населения Валерий Кранцев.
По его мнению, необходимо избегать двух крайностей. С одной стороны, не нужно мешать тем, кто хочет уйти на досрочную пенсию. С другой – смелее использовать систему наставничества.
– Почему-то когда человек хочет уйти на досрочную пенсию, мы пытаемся его «прижать». На мой взгляд, если человек хочет уйти – не нужно этому препятствовать. В Европе, к примеру, многие люди околопенсионного возраста – самые активные туристы. И действительно: почему бы не попутешествовать – раз появились время и возможности? У нас же в России путешествующие пенсионеры до сих пор расцениваются как нечто невиданное, – комментирует директор Центра занятости.
В ответ на данную реплику руководитель регионального отделения пенсионного фонда Александр Чернышев возразил:
– Я не совсем понимаю фразу по поводу досрочной пенсии. Хорошо известно, что финансирование лиц, уходящих на досрочную пенсию, осуществляется из регионального бюджета. То есть сколько область позволит – столько людей и пойдут на «досрочку».
Кранцев пояснил, что неплохо было бы подключить к этому и помощь федерального центра.
– Что касается наставничества – то именно введением и развитием названной системы можно мотивировать работодателей на то, чтобы они более охотно брали пенсионеров. Опытные работники, готовые передать свой опыт в производстве, медицине, образовании, – разве это плохо? Можно предложить даже вносить специальную запись в трудовую книжку: «Наставник», – поясняет свою позицию Валерий Кранцев.
В связи с этим собравшиеся затронули тему переобучения пожилых людей. По мнению участников дискуссии, такое переобучение необходимо начинать за несколько лет до того, как человек достигнет пенсионного возраста.

Слюсаренко.JPG
По словам зампредседателя городского совета ветеранов Геннадия Слюсаренко, пожилые сталкиваются с массой проблем в самых различных сферах – здравоохранение, ЖКХ, трудоустройство. При этом ветераны проявляют активность в решении данных сложностей, не забывая о помощи подрастающему поколению – например, в деле патриотического воспитания

Когда уходить на пенсию?
Тему пенсионного возраста продолжил руководитель реготделения Пенсионного фонда.
– Вы знаете, что вопрос о повышении пенсионного возраста снят с повестки дня: президент Владимир Путин достаточно четко обозначил здесь свою позицию. Вообще, нужно сказать, что никто толком и не представил никакого обоснования, почему здесь что-то нужно изменять. Обоснование только одно – экономия бюджета. Однако у нас и без этого есть возможности, как пополнить и бюджет государства, и бюджет пенсионного фонда. Вспомним хотя бы о том, что в стране около 30 процентов граждан трудоспособного возраста (между прочим, это почти 15 миллионов человек) получают зарплату в конвертах, то есть официально нигде не работают, – комментирует Александр Чернышев.
Также он обратил внимание на нелогичность того, что в России существует как бы две пенсионные системы – одна для государственных и муниципальных служащих, другая – для всех остальных.
– Такого нет ни в одной стране мира, и здесь нужно что-то менять.
Немного с другого аспекта эту же проблему предлагает рассмотреть председатель областного совета ветеранов Сергей Ермаков.
– Пожилой человек тогда живет долго, когда он востребован – на предприятии, в семье, в обществе. Если человеку исполнилось 60 лет, а он полон сил, готов и далее работать – то почему бы ему не разрешить трудиться на прежнем месте?
Некоторые из участников дискуссии предложили такое решение: создавать в организациях и на предприятиях специальные комиссии, которые рассматривали бы готовность пенсионера продолжать трудиться.
– Если невозможно оставить человека на прежнем месте работы, то нужно организовать возможность переобучения пожилых граждан, – говорит Олеся Романова-Плаксина.

Вызовы будущего
Весьма оригинальный подход в отношении названных проблем выдвинул еще один столичный эксперт – руководитель рабочей группы по превентивной медицине Агентства стратегических инициатив (АСИ) и национального Центра здоровья Сергей Чудаков.
– По прогнозам АСИ, к 2020 году не менее 50 процентов существующих профессий сами перейдут в разряд «пенсионеров», то есть устареют. И здесь, прежде всего, нужно подумать о двух важнейших факторах, с которыми столкнется наша экономика и рынок труда в ближайшие десятилетия. Первый – окончание углеводородных ресурсов, являющихся сейчас основой госбюджета. Второе – роботизация. В будущем мы, скорее всего, столкнемся с ситуацией, когда работодателям будут не нужны не только пожилые работники, но и вообще люди. Иными словами, когда роботизированный труд станет дешевле и эффективнее человеческого, может возникнуть ситуация высвобождения большого числа людей – вот о чем нужно думать уже сейчас, – заявляет Чудаков.
Помимо этого, выступающий предлагает поразмышлять о «кооперированной самозанятости».
– Мы живем в век сетевых коммуникаций, то есть в такое время, когда генераторы идей могут находиться, например, в Ульяновске, а предприятие, которое их воплощает – на другом конце страны. Поэтому сейчас очень актуально создание самозанятых групп, распределенное кооперирование вокруг какой-либо проблемы. Подобному «социальному предпринимательству» нужно обучаться – в том числе нынешним пенсионерам. Особенно в данном отношении продвинулся фонд региональных социальных программ «Наше будущее» (http://www.nb-fund.ru), куда я отсылаю всех заинтересовавшихся.
Стоит добавить, что собравшиеся ветераны во время дискуссии указали на целый ряд сложностей в сфере здравоохранения Ульяновской области. Например, говорилось об ухудшении качества питания в стационарах, уменьшении числа участковых больниц в сельских районах. Модераторы встречи пообещали внести эти проблемы в итоговую резолюцию дискуссионной площадки.
Евгений Нувитов