Как и в Красном Яре, согласно одной из сельских легенд, в конце XVII века в Белом Яре поселились старообрядцы, бежавшие от государственных притеснений на Волгу и дальше – на Урал и Сибирь (гонения усилились после сожжения в 1682 году Аввакума и его товарищей). Но думаю, что большое село на большом торговом водном пути, где власть была устойчивой – не самое удачное место для ревнителей старой веры. Тем более, само поселение было основано как сторожевая крепость и начало засечной черты, и жили здесь государевы служилые люди – казаки и стрельцы – по указу самого царя. Хотя с другой стороны известно, что они далеко не всегда поддерживали начинания Никона.
О трудной судьбе россиян, придерживавшихся прежних православных обрядов, я уже писал в статье о Красном Яре. Увы, о пребывании старообрядцев в Белом Яре источников почти не осталось. Никто из учёных никогда не изучал этот удивительный духовный и социальный феномен. В письменных документах начала XX века кратко упоминается их молельный дом в селе, а местные жители до сих пор рассказывают о старообрядческом кладбище у Старого Белого Яра. Кроме того, после создания Куйбышевского водохранилища любители истории постоянно находят на его берегу староверческие нательные кресты из золота, серебра, бронзы и меди.
Учитель-краевед Владимир Спиридонов рассказывал: «Местные староверы называли себя кулугурами. Их вера была настолько сильна, что её последователи до сегодняшнего дня сохранили традиции своих предков. Достойно уважения также и то, какой образ жизни они вели и как строили свой быт: не употребляли спиртного, табака, проповедовали добродетель, честность и трудолюбие. Исторические находки: предметы быта, орудия труда и «памяти» доказывают нам это. Местное кладбище, что находится на окраине нашего села, обихоженное, аккуратное, показывает нам, какое уважение питают староверы к своим предкам…». Судя по официальным источникам, до конца XIX века раскольников в Белом Яре не было, причём в 1848 году один из священников специально заостряет внимание на этом факте. И только в 1889 году в селе отмечаются раскольники, но не указывается их количество (замечу, что сведения брал из доступных мне источников за отдельные годы, поэтому возможны некоторые неточности). В 1910 году в приходе Троицкого храма в 25 дворах жил 181 раскольник Спасова согласия, что составляло 3,4 % от общей численности населения. Непонятно, насколько достоверны эти цифры, и сколько же их было на самом деле.
Первое более-менее развёрнутое сообщение о старообрядцах в селе содержится в церковной летописи: «В религиозной жизни народа совершилось доселе небывалое событие. Крестьянин Михаил Григорьев Краснов со всем своим семейством, состоящим из 7 человек, окончательно отделились от православной церкви, изъявив себя в расколе Спасова согласия. Примеру его последовали крестьянин Архип Васильев Безграмотнов с женою и с женатым сыном, вдова Анисья Елизарова Субботина, крестьянин Симеон Александров Сибелев». К сожалению, последняя часть летописи, в которой был раздел о раскольниках, не сохранилась (возможно, её специально уничтожили – их не жаловали ни при царской власти, ни особенно при советской). В 1880 – 1890-х годах во главе общины спасовцев в Белом Яре стояли богатые крестьяне Суслин и Краснов. Епархиальный миссионер докладывал: «Местный спасовец Краснов владеет прекрасною библиотекою из старопечатных книг, тогда как в местной церкви нет ни одной книги для борьбы с расколом». В «Отчёте о состоянии раскола и сектантства в Самарской епархии в 1895 году» сообщалось, что в пригороде Белый Яр Ставропольского уезда спасовцы Михаил Краснов, Григорий Бузаев, Иван Жиличкин и Василий Палочкин «прибегли к прямой пропаганде своего учения. Они расхаживали по домам православных, где проповедовали, что спасение возможно только в их вере. В результате в Белом Яре в одном только истекшем году число спасовцев увеличилось на двадцать человек». Благочинный 4 округа Ставропольского уезда Фёдор Степанов в отчёте епархиальному начальству писал: «В Белом Яре спасовцы хотя и не в большом количестве (35 душ обоего пола), но все богатые хлеботорговцы, все почти грамотные, большие начётчики и весьма упорные в своих заблуждениях, так что сильно распространяют своё ложное учение между православными».
Не вдаваясь в особенности разных течений Спасова согласия (это тема отдельного разговора), отмечу, что наиболее сильно оно было распространено в таких селениях современного Ульяновского левобережья (бывший Ставропольский уезд) как Белый Яр, Крестово-Городищи, Ерыклинск и Старая Майна, а на территории современной Самарской области – Нижнее Санчелеево, Хрящёвка и Ягодное. Наряду с крупными сельскими, общинами, сильные общины спасовцев существовали в городах Самара, Сызрань, Ставрополь, Николаевск и др. По данным епархиальных миссионеров, «первыми занесли это согласие (большеначальная ветвь Спасова согласия – Е.А. Б.) в Самарскую епархию Ковровские (Нижегородская губерния) богачи Першины». Их учеником стал богатый житель Белого Яра Краснов, который распространил учение на некоторых влиятельных обывателей Никольского-на-Черемшане и Ерыклинска. Жаль, что о спасовцах сообщают только официальные источники. Естественно, в советское время о старообрядцах нет сведений ни в одном из просмотренных документов. И в заключение несколько слов о Спасовом согласии. Это одно из беспоповских направлений старообрядчества, возникшее в конце XVII века в Среднем Поволжье в селениях на реке Керженец (ныне Нижегородская область). Главная идея учения заключается в том, что в мире воцарился Антихрист, благодать взята на небо, церкви больше нет, а таинства уничтожены. Человек может спастись только через молитву Спаса (сына Божьего). Основное отличие спасовцев от большинства старообрядческих течений: считая православную церковь еретической, при переходе православного в Спасово согласие они требуют лишь произнесения семипоклонного начала и обещаний без их согласия ни с кем не молиться и т.д. Даже своих новорождённых они крестят у православного священника. За это спасовцы подвергались резкой критике со стороны других старообрядцев. Приверженцы данного толка проповедовали воздержание, не употребляли в пищу продукты, приготовленные на дрожжах и с хмелем, картофель, не носили пёструю, яркую одежду. Евгений Бурдин |
|