Валентин Бажанов, заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и политологии УлГУ. –Валентин Александрович, тема нашего диалога несколько необычна для преподавателя Вуза. Мы рассуждаем не о научных поисках или способах и методах обучения, не об общем состоянии высшего образования в России – а, скажем так, о его бюрократизации. С чего начнем?… С наблюдательности, допустим. Когда я бываю в офисах западных коллег, то вижу, что книжные шкафы и стеллажи в них заполнены книгами, журналами, ксерокопиями научных работ. Лет десять назад на кафедрах наших вузов можно было лицезреть похожую картину (разве что книги и журналы были старее). Года три-четыре тому назад картина на кафедрах стала радикально меняться и ныне в помещениях кафедр отечественных ВУЗОВ почти все шкафы забиты только объемистыми папками! И как Вы думаете, что в этих «анналах науки» хранится?. –Ну, откуда мне знать… Может, то же самое, что у ваших зарубежных коллег? -Совсем нет! В этих папках хранятся не копии научных трудов – а многочисленные программы, учебно-методические материалы (УМК), отчеты и другие «официальные» документы, которые энергично вытеснили научные книги и журналы! – Почему так? – Причина «смены декораций» проста: лавинообразное размножение документации, которое прямо или косвенно предписывается Министерством образования и науки РФ и (или) Рособрнадзором. Наши преподаватели “ваяют” пухлые фолианты разных документов. Особенно эта деятельность интенсифицируется в преддверии так называемой аккредитации вузов, которая не минует ни одно учреждение, занимающееся какой-либо формой преподавания.
– Все это «бумажное сочинительство» имеет отношение к так называемой «аккредитации вузов»? -Ну, разумеется! Более того- этим и порождается! – Поведайте, как это происходило, допустим, в нашем УлГУ минувшим летом. Наш вуз фактически год тщательно готовился к аккредитации. Проходил ее в июне. Успешно прошел. Но впечатления от этой «бессмысленной и беспощадной» процедуры остались сильные. Расскажу это с робкой надеждой,что кто-то из высокого министерского начальства прочитает текст нашей беседы — и задумается о целесообразности продолжения «аккредитации» в существующем варианте…
Начать стоит с того, что готовились (обновлялись) десятки, сотни программ (так, философия, социология и политология преподаются всюду — и всюду на соответствующих кафедрах требовали экземпляры программ). Подписывались они не только непосредственными авторами (и заведующим кафедрой), но и в ряде вузов многими посторонними лицами (в плане «согласования» — библиотекарями, заведующими иными кафедрами, деканами, сотрудниками учебных управлений и т.п.). Аналогично и с УМК. Надо было побегать, чтобы все эти подписи собрать. Таким образом, фактически культивировалась коллективная безответственность (если последняя в данном случае подразумевалась). Частенько приходилось учитывать странные детали. Например, требование библиотеки, связанное с включением только тех источников (даже для заочников), которые там имеются, — требование, которое в эпоху Интернета кажется противоестественным. В середине и даже в конце учебного года были приняты новые стандарты (так называемые 3+). Все программы, согласно приказу Минобрнауки, необходимо было переделать в течение десяти дней. По логике эти стандарты должны вводиться с нового учебного года. Ан нет: дается всего-то каких-то десять дней, чтобы осуществить поворот столь инерционного корабля, как образование. Никто из разных учебных отделов так и не дал убедительного объяснения цели составления УМК, которые также часто требовали. Они предназначены для студентов? Преподавателей? Проверяющих? В одном из вузов назвали именно последнюю категорию, а это подсказывает, что речь идет о примитивной показухе. Аккредитация у нас долго откладывалась. Документы на нее подаются в электронном формате, но их конкретное содержание толком не прописано. «Правильную» форму можно нащупать только методом мучительных проб и ошибок, да и вклиниться в очередь на аккредитацию оказалось непросто. Наконец ректорат объявил: комиссия приедет в понедельник на пять дней. Действительно, уже в воскресенье начали прибывать члены комиссии (эксперты), а приказ на сайте Рособрнадзора с составом комиссии появился только в понедельник в 18:30, когда комиссия уже вовсю работала. «Десант» из пятидесяти человек на вуз средних размеров ( в УлГу учится прмерно 15 тысяч студентов), надо было встретить (иногда приходилось ехать за сотни километров), разместить, накормить, обеспечить рабочими местами и так далее. Можно прикинуть величину суммы, которая тратится Рособрнадзором на данную процедуру. А ведь аккредитации «подвергаются» тысячи и тысячи специальностей в учебных заведениях! Уверен, что эти средства эффективнее было бы направлять на поддержку и развитие вузов, а не на бюрократические экзерсисы. -А что стоит за термином «проверка»? – Проверка предполагала оценку полусотни параметров, которые на выбор задавались в режиме реального времени каждому эксперту. Последних интересовали исключительно документы. Есть бумага, причем обязательно правильно составленная, — замечательно. Нет — плохо. Если что-то выражено не вполне правильно — немедленно переделать. И вот картина реальности…. Эпизод первый. Эксперт, начальник учебного отдела у себя в аграрном вузе (который, кстати, готовит и юристов), проверяет экзаменационные билеты. Замечает, что в билетах указана «специальность», а не «направление». Требует переделать и представить к завтрашнему утру. Сидим допоздна, переделываем, распечатываем билеты (500 страниц!). Утренняя проверка. Эксперт на сей раз замечает, что формы обучения указаны неверно: очная, очно/заочная формы, экстернат. «Грубейшее нарушение!» Звонок первому проректору с указанием на данный «грех». «Экстернат лишний!” Спрашиваю у эксперта, дамы, которая наверняка долго работала и в советское время: «Скажите, пожалуйста, как мы в СССР жили без Обрнадзора? Без жестко предписанных форм экзаменационных билетов?» Отвечает: «Жили хорошо, но — приказ!» Демонстрирует бумагу с приказом. «Влияет ли на качество образования упоминание в билете специальности, а не направления?» Отвечает: «Нет, но — приказ!» Эпизод второй (с проверяющей аспирантуру). Программа кандидатского экзамена по истории и философии в порядке. «Покажите тесты к этому экзамену!» Признаться, впервые слышу о такого рода тестах… Насколько знаю (сам член экспертного совета ВАК),в документах ВАК ни о каких тестах на кандидатских экзаменах не говорится. Закрадывается подозрение: а вдруг эксперт опережает министерскую мысль и вскоре нам придется и на защитах диссертаций использовать тесты?! «Остаточные знания» студентов и аспирантов здесь далеко не на первом месте. Об этих знаниях — отдельный разговор, поскольку по ним судят в русле еще локковской идеи «tabula rasa”, имея в виду, что сознание — чистая доска, на которой в процессе образования что-то пишется. Вообще, о качестве и смысле (или отсутствии такового) новых стандартов образования стоило бы написать особо… И преподаватели, которые усиленно готовят экспертные заключения, и сами (надо отдать должное) эксперты в дни аккредитации работают над составлением бумаг самоотверженно, заканчивая канцелярскую ,часто бессмысленную суету едва ли не в полночь (порой и позже!)., причем экспертные заключения касаются и специалитета, который по ряду специальностей в этом году завершается. Смысл этой работы постфактум также непостижим. Итог: экспертные заключения по каждой специальности объемом примерно от 80 до 150–160 страниц! Плюс еще приложения, отчасти повторяющие содержание заключений (справка о кадровом составе, о материально-технической базе и прочее, и прочее….). Самое чудесное: понятно, что никакой эксперт за отведенное ему время текст самостоятельно родить не в состоянии. Заключения составляются теми, кого проверяют, а эксперты лишь вносят поправки. В заключении указаны все номера приказов (номера и даты протоколов принятия рабочих планов, календарных учебных графиков, детали утверждения расписаний, рабочих программ, учебных практик, дневники, локальные нормативные акты, подтверждающие ежегодное обновление программ, положения о разных вузовских формах активности, приказы об утверждении тем выпускных квалификационных работ, имена разработчиков, сводные ведомости, учетные карточки студентов – и т. д., и т. п.). «Правильные» документы в наличии — всё замечательно. По каждой специальности в конечном итоге образовывалась внушительного объема и веса кипа бумаг (вот тебе и мечта академика В. М. Глушкова на рассвете компьютерной эры о безбумажной информатике!). Причем почти все- подчеркиваю! -все документы не имели, по моему убеждению, никакого отношения к реальному качеству образования! И даже потенциально не способствовали повышению этого качества! Формальные бумаги, подготовка которых потребовала массу времени, сил, нервов. Зачем всё это?! Кто в Минобрнауки и Рособрнадзоре в состоянии не то что внимательно прочитать — просмотреть эти монбланы документов? Тогда -действительно – зачем все это затевается? Полагаю, что сохранение подобной практики и вектора деятельности Минобрнауки РФ и Рособрнадзора ведет к размножению бессмысленных занятий: преподаватели, выполняя предписания и своего рода негласные установки данных организаций, диктуемые их особым отношением к вузам (чуть было не написал — «как к подследственным»), должны ощущать себя хронофагами, пожирателями собственного времени, которое можно было потратить со значительно большей пользой и для них лично, и для вуза, и в конечном счете для страны. При таком формате понять смысл процедуры аккредитации вузов крайне сложно…. С Валентином Бажановым беседовал собственный корреспондент «Литературной газеты» Жан Миндубаев. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Аноним
Это всё от многочисленности чиновничества! Оно не знает чем себя занять, а поэтому плодит всё бумажное, дабы подчеркнуть свою незаменимость.
Чиновников стало запредельно много. И если бы даже просто платить им деньги, чтобы они не ходили на работу, то пользы было бы гораздо больше.
ДОРМОЕД ты бажанов
Бестолковый и абсолютно пустой и ни к чему не пригодный ты Бажанов . К сожалению я знаком с этим бестолочем
Александр
Почему вы так думаете, что Валентин Александрович бестолковый, абсолютно пустой, ни к чему не пригодный и бестолочь? Был у него слушателем, не могу дать ему такие характеристики.
Владимир I
Для кого это писано? Каков информационный повод? Не полезнее было бы, например, задать вопросы о научной и прикладной пользе кандидатской диссертации С. Морозова?
Маркист
Его труды для потомков писаны. Как К.Маркса издадут в твёрдом переплёте (но на туалетной бумаге) лет через 100, изучать будут…
Аноним
Для тех, кому еще не безразлична судьба российской науки, которую усиленно добивают бездари-бюрократы кипой толстых бумаг…
Браво
Спасибо, Валентин Александрович, что озвучили эту проблему. Ее нужно выносить на федеральный уровень.
Скай
http://trv-science.ru/2015/10/06/kakov-smysl-procedury-akkreditacii-vuzov/
Найдите 5 отличий
гость
Миндубаев беседовал со статьей)) скоро сам с собой начнет)
Я
Здесь все ответы http://www.narodsobor.ru/events/education/18746-kak-razvalit-sistemu-obrazovaniya#.Vi3ZgMjSF0o
Алан Малан
План Алана Даласа в действии. Вам подменяют преподавание отчетами, и вы будете тратить больше времени на эти отчеты, чем на лекции. Но сами этого не осознаете.
житель роисы
Обама!! что ты делаешь прекрати немедленно …ух,супостат
Скаю
Прочитал вашу ссылку. Получается, Жан Миндубаев еще и жулик-плагиатор в звании собкора Литгазеты? Других званий не менее мерзких он накопил за долгую жизнь много.
Не зря тут намекнули на диссертацию Морозова – вместе с Миндубаевым тырят.
Жан Миндубаев
Злобному дураку под ником “Скаю”. Ты, бестолочь, не путай вопросы и ответы. Вопросы – мои: ответы – уважаемого профессора. Ты хочешь и В.Бажанова в чем-то “уличить”? Ну, постыдтсь, красавец.
Владимир I
Браво, Ханяфи! Голос мужчины. Услышат ли его в прокуратуре? А так бы хотелось! Для этого нужны усилители – хотя бы тиражирование Вашего письма в местной прессе. Еще лучше – интервью или Ваше авторское выступление под заголовком, например, “Сахарный диабет”. Не о Мисанце, конечно, а о системе власти, совестью которой назначен Мисанец.
Коллеги, имеющие такую возможность, помогите!