Ульяновские семьи, уверовавшие в региональные меры поддержки, вынуждены добиваться их через суд. При этом процедура получения «социальных» средств такова, что многие многодетные семьи отказываются от попыток получить деньги, тем самым экономя средства областного бюджета.
13 октября областной суд рассматривал апелляцию Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского суда от июля этого года по иску супругов Шпотиных, которым Управление отказало в выплате регионального капитала «Семья». Суд родители выиграли.
В 2008 году был принят областной закон (номер 24), вводящий в Ульяновской области именной капитал «Семья», являющийся фактически региональным аналогом федерального семейного капитала.
Процедуру, описывающую правила распоряжения средствами, законодательно оформили в 2010 году, и она оказалась достаточно сложной — к заявлению о распоряжении семейным капиталом было необходимо приложить целый ряд документов.
Согласно изначальной версии закона, на получение именного капитала в размере 100 тысяч рублей могли рассчитывать родители в возрасте до 35 лет, родившие третьего либо последующего ребенка после 1 июля 2008 года. Потратить капитал можно было по достижению ребенком возраста 1,5 лет лишь на улучшение жилищных условий или на оплату образования детей. При этом процедура получения капитала была сравнительно простой — уполномоченный орган сам брал на себя ведение реестра тех, кто может рассчитывать на «Семью», а от родителей требовалось лишь заявление с приложением базовых документов.
Процедуру, описывающую правила распоряжения средствами, законодательно оформили в 2010 году, и она оказалась достаточно сложной — к заявлению о распоряжении семейным капиталом было необходимо приложить целый ряд документов. Например, для компенсации затрат на ипотеку необходимо было собрать девять документов помимо правильно оформленного заявления, заверенных копий паспортов родителей, свидетельств о рождении и браке и оригинала сертификата на получение капитала. При этом одним из документов являлось письменное обязательство оформить недвижимость на детей, что, в свою очередь, несло за собой необходимость как-то оценить сроки снятия с недвижимости обременений, а, в случае индивидуального жилищного строительства, фактически взять на себя обязательства по вводу объекта в эксплуатацию.
С 2011 года именной капитал в размере 50 тысяч рублей стал выплачиваться и при рождении второго ребенка, а размер выплат стал достигать 700 тысяч рублей.
Через несколько лет действия закона и после внесения в него очередных изменений пресс-служба областного правительства соотнесла капитал «Семья» и федеральную программу по обеспечению многодетных земельными участками с использованием логики «получи капитал-построй дом». Но, как оказалось, после соответствующих изменений правил получения «Семьи», воспользоваться подобным советом оказалось практически невозможно — к пакету документов для получения денег в случае самостоятельного строительства надо было приложить договор со строительной организацией, а также заверенный проект дома и разрешение на строительство, получить которое, а затем ввести дом в эксплуатацию как жилой, на участках без коммуникаций оказалось невозможно.
Тем не менее, проект капитала «Семья» продолжал развиваться. С 2011 года именной капитал в размере 50 тысяч рублей стал выплачиваться и при рождении второго ребенка, а размер выплат стал достигать 700 тысяч рублей (в случае рождения седьмого ребенка). Расширили и список возможностей применения капитала. Помимо образования и улучшения жилищных условий в него вошли проведение ремонта жилья, а также платные медицинские услуги. При этом расширился и список возможных трат капитала на образование и улучшение жилищных условий. Например, с помощью именного капитала можно стало оплачивать общежитие, в котором проживает учащийся. Все эти нормы стали распространятся на случай рождения ребенка после 1 июля 2011 года.
Обошли и проблему практической невозможности использования капитала в случае самостоятельного строительства индивидуального дома, введя норму, согласно которой половина «капитальных» средств может быть потрачена на компенсацию расходов на строительство. На эти же цели можно потратить и вторую часть капитала, но не ранее, чем через полгода после получения первого транша.
Именно по этой схеме и пошли супруги Шпотины, которые планировали потратить именной капитал в размере 50 тысяч рублей (родился второй ребенок) на строительство дома. С первым траншем все прошло нормально — после достижения ребенком возраста 1,5 лет, как того требовал закон, в начале 2014 года они получили первые 25 тысяч. А вот в выплате второй части денег им Управление отказало. Причина — изменения регионального законодательства.
По-видимому, обратившись в суд ради получения 25 тысяч рублей, супруги пошли на принцип.
В последние полтора года в правила получения именного капитала были внесены серьезные изменения, согласно которым для получения возможности использования средств на улучшение жилищных условий необходимо предоставить еще и справку о том, что семья нуждается в улучшении жилищных условий. Кроме того, с середины прошлого года именной капитал стал выплачиваться по достижению ребенком возраста не 1,5, а 3 лет.
Эти изменения и стали поводом для отказа Шпотинам во второй части выплаты. И это даже несмотря на то, что соответствующее заявление супруги направили до вступления новых изменений в силу. По-видимому, обратившись в суд ради получения 25 тысяч рублей, супруги пошли на принцип. И выиграли — суд признал, что решение Управления является незаконным, так как заявление о получении выплаты было подано до внесения изменений в областной закон об именном капитале.
Но повторить подобную судебную историю у тех родителей, которые подавали заявление на получение «капитального» сертификата до вступления новых изменений в силу, и теперь рассчитывают воспользоваться средствами, так как ребенку уже исполнилось 1,5 года, вряд ли получится, равно как и «выбить» через суд деньги на улучшение жилищных условий без справки о том, что семья нуждается в улучшении жилищных условий. Дело в том, что внесенные в прошлом году и в феврале нынешнего изменения в соответствующий областной закон распространяются на детей, рожденных опять же начиная с 1 июля 2011 года! Поэтому заявления о распоряжении якобы имеющимся капиталом будут рассматриваться по новым правилам.
На получение капитала «Семья» уже мало кто из многодетных родителей рассчитывает.
И эти правила таковы, что, по словам одного из лидеров сообщества ульяновских многодетных родителей Ильмира Валиева, привели к тому, что на получение капитала «Семья» уже мало кто из многодетных родителей рассчитывает — областью сделано все, чтобы настолько усложнить процедуру получения этих денег, что хоть как-то обеспеченные люди попросту махнули на «Семью» рукой.
И речь не только об ограничении возможностей предоставления средств капитала на улучшение жилищных условий, но и во введении с февраля 2015 года института социального контракта, согласно которому родители должны взять на себя обязательства расходовать собственные средства на определенные нужды. Только в этом случае органы социальной защиты будут доплачивать из средств капитала к ним 25%. При этом по контракту надо ежемесячно отчитываться, и, по словам родителей, к его заключению активно склоняют.
Даже на этих условиях средствами можно воспользоваться лишь через 3 года после рождения ребенка, при этом собрав кучу документов. Понятно, что те родители, которые рассчитывали на старые условия и на капитал в размере 50-100 тысяч рублей, уже не сильно горят желанием ради этих денег выполнять новые требования. Очевидно, этого область и добивалась — риторика, которая сопровождала изменения законодательства, фактически сводилась к тому, что подобный механизм встречных обязательств рассчитан на реально нуждающихся, которые готовы преодолевать бюрократические механизмы и тратить на это свое время. А это прямая экономия бюджетных ресурсов. Благо, тем родителям, которые реально рассчитывали на средства «Семьи», но не успели подать заявление до вступления изменений в силу, даже обращение в суд из принципа уже вряд ли поможет — риска того, что за «капитальными» средствами начнут массово обращаться, сведен к минимуму.