Поздняя осень – очень мрачная пора. Да и совсем неудобная для путешествий. Было еще темно, когда я уже выезжал на трассу. Впереди поездка по Барышскому району. Осенняя серость не давала повода для хороших фото, но сидеть дома была уже совсем тоска. А, будь, как будет…
И первой остановкой стало село Смольково. И вновь я смотрю на эти два старинных храма.
Деревянный Никольский храм явно крестьянский. Здесь главное не архитектура, а площадь, чтоб верующие смогли уместиться. Да и Николаю Чудотворцу очень поклонялись на селе.
А вот каменный храм в честь Казанской иконы божией матери совсем необычен. Как интересно было бы посмотреть на него лет 100 назад. Ну, очень странная архитектура. Пусть и круглая форма, пусть внутренняя колоннада, но зачем так много окон (16 больших и 16 маленьких, круглых) и 3 входа. При всем при этом больше 2 десятков людей туда просто не поместятся. На стенах почти нет места для обычного для русского храма иконостаса, тем более, что числился он трехпредельным. А может вместо окон были цветные витражи? Такое ощущение, что это практически домовой храм помещика.
Кроме этих храмов числился еще Святой Никольский источник с каменной часовней. Но где это место никак не получается узнать. Это тем более удивительно, потому что сейчас «навспоминали» уже больше чем было. А здесь – тишина … Слышал лишь про Столетний родник, на задах огорода давно умершей бабушки, но где это…
И еще одно мне совсем непонятно. Храм очистили довольно давно, и даже крест установили, но до сих пор храм стоит брошенным. А починить то его совсем и не сложно. Это тем более непонятно, когда восстановили приходы в таких «дырах», где и жителей почти не осталось. А здесь, и село немаленькое, и трасса, и народ всегда заезжает… И стоит этот неразрушенный храм пустым…
И если в Смольково я заезжал частенько, то Заречное обычно проскакивал мимо. На сей раз решил заскочить и сюда.
Старое название села Бесштановка. Основано оно во второй половине 17 века. Из достопримечательностей можно выделить только Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Это уже новая церковь была открыта 21 сентября 2006 года на престольный праздник Рождества Пресвятой Богородицы. А до этого здесь стоял, построенный прихожанами в 1872 году, другой деревянный храм. Но в 1992 году он сгорел.
Впрочем, мне больше понравились старинные дома в центре села украшенные изящной резьбой. Умели же красиво делать. Да и приятно, что остались люди, сохранившие эту красоту.
И вот, наконец, Поливановская аллея. Стройные ряды вековых сосен уходят вдаль вдоль трассы. Они завораживают своей красотой и силой. Сколько людей ежедневно останавливаются здесь, чтоб отдать дань этому чуду. Вот это и есть настоящий памятник человеку, помещику Поливанову.
Аллее почти 150 лет, и все эти годы люди помнят человека, который её создал. А вот кто из нас вспомнит хотя бы одного Симбирского губернатора, и чиновников рангом пониже… Они давно растворились в прошлом, и стали прахом, в котором интересно копаться только историкам. Хотя им-то казалось, что делают что-то важное для людей (ну и себя не забывали, конечно). Я невольно ухмыльнулся: А кто вспомнит хоть кого-то из нынешних лет через 50? Опять-таки, никому они не будут интересны. И даже не из-за того, что наворовали или наскандалились. Нет, просто это просто чернорабочие, волею судеб управляющие областью. Это просто их работа, в которую они не вкладывают душу, и, даже делая всё правильно, не получают отзыва в сердцах людей. А то, что сделано без ДУШИ не живет долго. Вот поэтому поэт Денис Давыдов останется в веках, а какой-нибудь Ю.Ф.Горячев – неизвестно кто и что…
Спасибо Вам, Владимир Николаевич Поливанов, за эту душевную вековую красоту, за эту аллею, за Акшуатский дендропарк и многое другое…
Погодка мрачная была, пришлось добавить весенние закатные фото…
Аллея упирается в родовое село Поливановых – Акшуат. На въезде плакат с фотографией его владельца. Село – обычное по нынешним временам. Стандартные дома, памятник, есть старинные домушки. И, совсем почти незаметная, церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
Но именно про храм и хочется рассказать. Цитирую информацию с сайта Барышской Епархии.
«Из истории храма
Первую церковь в Акшуате построил Нефёд Никитич Кудрявцев в 1743 году. Старожилы села утверждали, что первую церковь продали в Заречное (тогда Безштановка). Церковь была двупрестольной: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и Иоанна Милостивого.
К началу XX века церковь обветшала, и тогдашний владелец села В.Н. Поливанов решил поставить новую. Сруб рубили прямо в лесу. Строительство затянулось на несколько лет, поэтому какое-то время в Акшуате было два храма. Они стояли рядом.
Его Преосвященство владыка Гурий, объезжая свою епархию, в самом начале XX-го века, летом, посетил приход села Акшуат. Сохранился отчёт о его поездке, в котором говорится, что в селе «имеются два деревянных храма: старый двухэтажный и новый, законченный уже достроенный, но не освященный за неимением иконостаса и оконных решёток». Отмечается, что старый храм крайне запущен, стены грязные, с провисшими картонными листами, которыми когда-то они были оклеены. Пол в алтаре расшатан, престол колеблется…
Его Преосвященство обратил внимание на картину «Явление Марии Магдалины» работы профессора Худякова, бывшего крепостного господ Поливановых. В храме была и другая написанная им икона – образ Спаса Нерукотворного.
Когда владыка совершал чин освящения воды, с клироса доносилось «крайне нестройное, вздорное и крикливое пение благодаря участию в оном неспособных к пению и на сей раз нетрезвых прихожан», читаем далее в этом отчёте. Нетрезвые были «усмотрены» и среди стоящих в храме прихожан. Приходской священник объяснил это владыке тем, что «наклонность к пьянству составляет общий и сильно развитый порок прихожан». После чего владыка Гурий в своём слове к прихожанам попенял им на убожество и ветхость храма и отсутствие усердия в его содержании, убеждал «удаляться от порока пьянства, последствием которого является материальный ущерб, обеднение и пагуба души».
Затем глава епархии был приглашён в дом местного землевладельца, губернского предводителя дворянства В.Н. Поливанова, где остался на ночлег.
На другой день Преосвященный посетил дом приходского священника села Акшуат, тёплый храм в нижнем этаже, который не успел осмотреть накануне, и дал указания об укреплении престола, об устройстве решёток в окнах второго яруса и о распределении печей.
На углу церкви стояла каменная часовня со склепом, в котором были погребены супруги Чирковы (прабабушка и прадед В.Н. Поливанова).
Генерал-майор Николай Александрович Чирков в 1792-1795 годах постро¬ил акшуатский дом, развёл сад и заложил основу библиотеки. За мужество, проявленное на Очаковском лимане (во время военных действий на Чёрном море, вошедших в историю как «Очаковский кризис»), он получил орден святого Георгия четвёртой степе¬ни. Был женат на Елизавете Петровне Татищевой, которая получила Акшуатскую вотчину в наследство в 1791 г. Дочь Чирковых, Екатерина Николаевна, вышла замуж за Ивана Петровича Поливанова и получила в наследство Акшуатское поместье, а Софья Николаевна вышла замуж за Дениса Давыдова и получила в приданое село Верхняя Маза.
Жительница Акшуата Нина Петровна Феоктистова рассказывала, что, когда церковь ломали, она видела плиту, на которой были написаны имена и даты жизни Чирковых. О дальнейшей судьбе этой надгробной плиты ничего не известно. Холм, на котором стоял склеп, стащили бульдозером при сооружении дамбы для пруда, который и сейчас есть в центре села, ниже того самого места, где стояли обе церкви. Рассказывают также, что мальчишки тогда бегали по селу с черепами из разворошённых при строительстве захоронений.
В церковном дворе хоронили священнослужителей. В начале 1960-х годов, когда акшуатская церковь была уже закрыта и помещение превратили в зерносклад, перевозившая зерно лошадь провалилась в один из склепов. В склепе нашли останки священнослужителя в рясе, с длинной бородой и волосами. Рядом находились серебряная чайная ложечка, чайная чашка и маленькая иконка. Предметы эти принесли в школу. Об их дальнейшей судьбе тоже ничего не известно.
В конце 1950-х церковь использовали как колхозный амбар. Перед ней построили весовую. Подводы заезжали сначала на весовую, где зерно взвешивали, а потом ссыпали на церковный пол. В церкви стояла такая пыль, что иногда даже плохо было видно иконы и росписи на стенах и на куполе…
Церковь сломали в 1968 году. «Зацепили двумя тракторами за колокольню и хотели свалить её, но у трактора оторвался крюк, к которому крепили трос. Тогда стали ломать её по частям», – рассказывали очевидцы. Позднее на этом месте было построено типовое здание магазина.
Жительница села Тамара Александровна Ларина вспоминала: «Было это в 1950-х. Мы тогда дом достраивали. Пришло время конопатить сруб. Раньше все на Вечное болото ходили за мхом, но в ту пору церковь наша стояла без дверей и каждый брал там всё, что хотел: доски, паклю. Решили и мы с сестрой Антониной тоже сходить за паклей в церковь. Дело было осенью. Весь день моросил мелкий дождь. Забрались мы с Тоней на печь, погреться немного. Я задремала, и приснился мне сон, что мы пришли в церковь. Я вошла в алтарь, а там яиц лежит много-много. Дай, думаю, яиц наберу, и принялась их в подол собирать. Вдруг я услышала голос ангела: «Не бери яйца, не трогай здесь ничего! Здесь всё наше». С испуга я проснулась и думаю: «Надо же, церкви нет, а Бог в ней остался!» Разбудила сестру и говорю: «Нет, Тоня, не пойдём мы за паклей в церковь. Собирайся на Вечное болото…»
Рассказывают, что после разорения церкви иконы клали вместо мостиков через речку. Некоторые святые образа спрятали местные жители.
Икона, заказанная семьёй В.Н. Поливанова для Акшуатской церкви в 1910 г., хранилась в семье Крякушиной Антонины Максимовны (получила в подарок от Переведенцевой Натальи ), а после её смерти была передана в школьный музей. С 2011 г. икона находится в церкви с Акшуат, которая размещается в здании бывшей школы.. На обороте иконы надпись: «В дар селу Акшуат от семей Поливановых и Коптевых». На иконе изображены святые, в честь которых названы члены семьи Поливановых: св. Владимир, св. Мария, св. Александр, св. Николай, св. Людмила, св. Наталья, св. Татьяна.
Престольная икона Акшуатской церкви – икона Тихвинской Божией Матери – долгие годы хранилась у Марии Самсоновны Кочкиной. Она завещала передать её в Акшуатскую церковь и не сомневалась в том, что она будет вновь построена. После смерти Марии Самсоновны икона хранилась в доме её сына. Когда восстанавливалась церковь в селе Заречном, Кочкины решили, что такая икона должна принадлежать всем, и передали её туда.»
Проехав насквозь Акшуат и поднявшись в горку, я попал в местный дендропарк. На входе меня встретил памятник Поливанову. Но я сразу окунулся в царство елей, сосен, кедров, лиственниц…
Акшуатский парк-дендрарий ,расположившийся на 63 гектарах, был основан известным В.Н.Поливановым в 80-е годы 19 века. Тогда, занимаясь сельским хозяйством на песчаных барышских землях, Поливанов пришел к выводу, что только лесоразведение способно спасти сельскохозяйственные земли от песчаных заносов. После этого появились первые посадки сосен. Рабочая необходимость переросла у Поливанова в увлечение, и он начал собирать и испытывать на выживаемость сотни видов хвойных растений из Европы , Сибири , Северной Америки в своем парке. В итоге получилась фантастическая коллекция, которая существует и продолжает развиваться по сей день . .
На сегодняшний день в дендропарке произрастают и плодоносят лиственницы Сукачева ,европейская, сибирская, сосны Веймутова, горная, длиннохвойная, пихты европейская и сибирская, ели Энгельмана , европейская, канадская, сибирская, туя западная, магония подуболистная, можжевельники кавказский и сибирский и многое другое. В парке произрастают и лиственные растения Из деревьев наиболее распространенными являются дуб обыкновенный (занимает в верхнем парке около 16 га) и береза повислая. Кроме этого есть и завезенные: 7 видов – представители Северной Америки (клен американский, тополь бальзамический и сероватый, ясень американский, магония падуболистная, ирга многоцветковая, пузыреплодник калинолистный), сирень обыкновенная и садовый жасмин – из Южной Европы, виды спиреи из Сибири, а яблоня ягодная – родом из Восточной Азии. Всего из видов, указанных в каталогах лесного питомника В.Н.Поливанова за 1893 и 1898, в парке не найдены сейчас 15. Это 3 вида винограда, ольха перистолистная, туя восточная и канадская, можжевельник казацкий, сосна карликовая… Именно эту сосну Поливанов рекомендовал для создания живой изгороди вдоль проезжих дорог. Помимо повышенной неприхотливости и выносливости, она имеет высокую плотность и поэтому, посаженная в два ряда она “образует прекрасную сплошную цепь”.
Свежий хвойный воздух освежил мою невыспавшуюся голову. Здесь было хорошо и безлюдно. Жаль, что не профессионалу и не ботанику сложно оценить, где и какое интересное дерево растет. Ну и да бог с ним, потом как-нибудь разберусь.
Но вот что мне особенно понравилось, так это интересная фактура деревьев, пней, дорожек. Здесь невероятное количество мхов и лишайников, покрывающих не только мертвые, но живые стволы. Благодаря им лес становится каким-то мистическим, сказочным. Так и хочется встретить лешего, бабу-ягу или оборотня. По этим тропкам вполне могла блуждать и Красная Шапочка, а среди пьяных осин прятаться Серый Волк. Красочно, черт возьми. И эта красота какая-то очень не злая. Так бы и сам сел на пенек, да и съел пирожок.
Впрочем, пирожков не было, и я поехал дальше.
Впритирку к дендропарку, с открытыми настежь воротами, расположился спортивный лагерь «Сокол». Еще пару месяцев назад здесь резвились дети, отдыхающие от родителей и города, кипели спортивные страсти. А теперь здесь тишина, покой, безлюдье. Только я и ветер вольно гуляем среди закрытых домиков.
И всё-таки здесь и сейчас хорошо. Здесь спокойно , чисто. Здесь хочется остановиться, посидеть на лавочке, подышать свежим воздухом.
В детстве я много мотался по пионерским лагерям, но сюда судьба меня не заносила. И, наверное, жаль. Мне было здесь по-домашнему комфортно, несмотря на мерзкую погоду. Именно в таких местах и стоит отдыхать.
Остальную часть путешествия опубликую позже…
Валентина
Спасибо за такую интересную экскурсию!!! Удачи!
Атеист
Старое название села Заречное не “Бесштановка”, а “Бештановка”, что в переводе с тюркского означает “Пятидворка” (бе – пять, штан (стан)- двор). Источник – топонимист, декан истфила УГПИ Венедикт Федорович Барашков. Мы тоже в детстве смеялись над “бесштановским” названием.
Спасибо, Дмитрий!
Как всегда интересно, душевно! Дорогу с удивительными соснами вижу уже во втором фоторассказе – это чудо, красотища. Чудо еще и то, что до сего времени сохранились.