В Ульяновском музее народного творчества открылась необычная выставка работ Ольги Носенко из подмосковной Балашихи.
Определить, кто она в творчестве, непросто. Мастерица ли, потому что использует для создания композиций ткани и вышивку, художница ли, потому что ее работы похожи на графику? Впрочем, это не так уж и важно, ведь в результате у нее получаются произведения, которые интересно рассматривать.
Искусствоведы отмечают в них и влияние русского авангарда, и русского лубка. Композиции Ольги, похожие на картины, отличает обобщенность форм, лаконизм, декоративность, сдержанность и гармония цветовой гаммы. Непременным элементом декора являются надписи, которые автор «вписывает» в работы. Русские пословицы и поговорки придают ее «картинам» более глубокий смысл, философскую направленность и часто заставляют зрителя улыбнуться и ощутить юмор и самоиронию художницы.
Часто это своеобразные головоломки. Вот плывут в луже бумажные кораблики. Как догадаться, что это «Автопортрет»? Понятно, что здесь заключен образ хрупкой и непредсказуемой души художника. Но если прочитать надпись «В своей водице и лягушка певица» и разглядеть этих самых лягушек в орнаменте, окружающем центр композиции, то смысл работы очеловечивается, становится близким, понятным и вызывает чувство симпатии к автору.
Ольга умудряется увидеть красоту там, где, как нам кажется, ее и быть не может. «Пожарный стенд» со всеми необходимыми атрибутами полыхает красным цветом и обретает ритм многократным повторением надписи «Гори, гори ясно».
Кого хочешь озадачат ее «Нолики». Носенко, подобно ребенку, любит играть словами и формами. Вероятно, поэтому эти самые «нолики» у нее вышли квадратиками, и «вышиты» они на штукатурной сетке крестиком из полос, нарезанных из старой трикотажной футболки. Такая вот художественная шалость!
Поиском своего творческого «я» Ольга Носенко занялась довольно поздно. Она окончила МГТУ им. Баумана, аспирантуру. Была специалистом в области IT-технологий, занималась математическим моделированием инженерно-геологических процессов. При этом всегда рисовала. Однако всерьез заниматься рисунком и живописью начала после 40 лет.
Вот что Ольга рассказывает об этом:
– В какой-то момент жизни, когда сын поступил в Строгановку на монументальную живопись, меня «торкнуло»: тоже хочу учиться рисовать. Я не стала, конечно, поступать, но года три или четыре серьезно занималась индивидуально с преподавателем из той же Строгановки Алексеем Проценко. Придумала для себя вышивание полотенец и икон. Сначала делала эскиз, а дальше шла механическая работа. Потом я исчерпала эту тему и придумала себе новое занятие. Одну, другую работу сделала, нашла ход, чтобы вышитая работа стала современной.
Интересно, как художница работает. Она признается, что создает свои работы между делом. Раньше, когда приходилось ездить на работу в Москву, в ожидании поезда доставала ткань и вышивала.
– Я специально придумала это для заполнения «ненужных» моментов времени, – объясняет Ольга. – Краски и карандаши в таких неудобных условиях недоступны. К тому же, если ты будешь рисовать, то все начнут приглядываться, проявлять интерес. Я этого стесняюсь. А когда шью, никто не подойдет.
Художником в полном смысле слова она себя не считает.
– Я все время пытаюсь им быть, – говорит она. – Мой путь в широком смысле слова – эта та непростая дорога, по которой я медленно бреду, раздвигая ветки, спотыкаясь и увязая в грязи. Ползу и пытаюсь что-то сказать, «не стараясь угодить», как пел когда-то в одной из своих песен Булат Окуджава…
Перефразируя слова из той же песни, можно сказать, что как Ольга «дышит», так и вышивает.