27 октября в Законодательном Собрании состоялось заседание рабочей группы по сопровождению приоритетного регионального проекта «Забота» на 2015-2017 годы, которое провел заместитель Председателя Законодательного Собрания, председатель комитета по социальной политике Игорь Тихонов.

– Мы достаточно долго оттачивали эту программу, приводя меры социальной поддержки жителей нашего региона в соответствие с основными принципами современной социальной политики Ульяновской области – адресности и нуждаемости. Наша задача – не изобразить помощь, а обеспечить решение проблемы. Как говорят медики, мы должны иметь «законченный случай», – задал тон обсуждению Игорь Тихонов.

Подчеркнув, что сегодня федеральные и региональные обязательства выполняются в полной мере, Игорь Тихонов назвал самым сложным этапом реализацию программ «Забота» на уровне муниципалитетов.

В начале 2015 года перед муниципальными образованиями были поставлены задачи привести в соответствие нормативно-правовую базу и обеспечить финансирование возложенных на них полномочий. На данный момент их всего три: обеспечение бесплатным питанием школьников, поддержка беременных женщин и доставка больных почечной недостаточностью к месту проведения процедуры диализа. Все остальные социальные обязательства перешли на региональный уровень.

Советник-наставник при Губернаторе по направлению «Государственная политика в сфере социальной защиты населения» Зинаида Кудинова рассказала, что в большинстве районов области беременные женщины получают помощь в виде продуктовых наборов и витаминных препаратов. Хуже всего дела обстоят в Инзенском районе, где не было предусмотрено финансирование этой статьи, и в Карсунском районе, где охват составил 68,8% от потребности.

По итогам организации питания школьников на сегодняшний день этой услугой охвачено 16 тысяч 915 из выявленных 23 399 человек.

В диализе на данный момент в Ульяновской области нуждаются 389 человек, 296 из них получают выплаты, остальные обеспечены бесплатным транспортом. Как пояснила Зинаида Кудинова, в муниципальных образованиях используют разные формы работы, тем не менее, вопросы остаются. Например, не хватает социальных такси в городе Димитровграде.

Участники рабочей группы обратили внимание на главную проблему организации питания школьников. С одной стороны, правом на бесплатные обеды нередко пользуются дети из вполне обеспеченных семей, родители которых получают заработную плату «в конвертах», имеют дополнительный доход от сдачи имущества или занимаются незаконной предпринимательской деятельностью. В то же время дети из социально неблагополучных семей лишены такой возможности, так как их родители игнорируют требование о предоставлении документов.

Члены рабочей группы сошлись во мнении, в таких случаях необходим индивидуальный подход. На основе анализа опыта всех муниципалитетов будет разработан рамочный вариант положения о межведомственных комиссиях, которые в случае спорных ситуаций будут коллегиально принимать решение об обеспечении питанием того или иного ребенка.

Немало вопросов у рабочей группы накопилось и к самому питанию. В ближайшее время по инициативе Губернатора Сергея Морозова будет проведена комплексная проверка качества питания и обеспеченности детей горячими обедами. Рабочая группа приняла решение делегировать одного из участников в состав комиссии.

Завершая обсуждение темы питания школьников, Игорь Тихонов призвал всех отказаться от формального подхода и взвешенно подходить к каждой ситуации:

– Если мы что-то заявляем и не делаем, это дискредитирует всю власть в целом. Поэтому задача №1 – составить полный список всех детей, нуждающихся в питании, и добиться стопроцентного охвата. Вы должны их выявить и дойти до каждой семьи, – подчеркнул председатель профильного комитета.

Завершить эту работу необходимо до 1 декабря, чтобы получить точные цифры по каждому району. Председатель комитета подчеркнул, что ее итог имеет чрезвычайное значение при защите бюджетов на следующий год – необходимы весомые аргументы чтобы отстаивать эту строку расходов. Одновременно он выразил озабоченность, что часть декларируемых в муниципальных программах мер поддержки не подкреплены финансированием – в 2016 году такой ситуации быть не должно.

Заключительный вопрос рабочей группы касался перспектив развития социальной защиты населения. Игорь Тихонов выделил несколько приоритетных направлений будущего года.

Так, в каждом муниципалитете необходимо развивать социальное такси, которое оказалось очень востребованным. Прорабатывается вопрос об оказании помощи в ремонте жилья одиноко проживающим ветеранам Великой Отечественной – по результатам предварительного мониторинга в нем нуждается 171 человек.

Новый вопрос в повестке дня – качество питания в детских садах. По новому закону об образовании его оплачивают родители, и это единственные расходы, которые на них возложены. Однако во многих муниципальных образованиях образуется огромная задолженность перед предприятиями, обеспечивающими детское меню как в школах, так и в детских садах. Игорь Тихонов отметил, что эта ситуация, особенно в отношении детских садов, станет предметом серьезного разбирательства, поскольку возникает вопрос: на какие цели были потрачены деньги родителей?

Все механизмы социальной поддержки в целом будут модернизироваться с учетом их эффективности. Для этого разработан проект закона об оценке регулирующего воздействия. Такая оценка будет направлена как на будущие законы, так и на существующие меры, которые будут дорабатываться по итогам анализа правоприменительной практики. Например, уже принят закон, который повысил предельную сумму единовременной материальной помощи с 50 тыс. до 2 млн. рублей.

– Наш курс остается неизменным: помогать тем, кто нуждается, быть честными друг с другом и не обманывать ожидания людей. Сегодняшняя ситуация гораздо лучше той, что была, но и она далека от совершенства. Будем над этим работать, – подвел итог Игорь Тихонов.