Студент третьего курса Российско-Американского факультета УлГУ Никита Рубцов помимо учебы занимается общественной деятельностью и проблемами молодёжной политики.

В этом году Никита побывал на очередном слете талантливой молодежи в Самаре – на форуме Приволжского федерального округа “Iволга-2015”, представив там проект-смену “Я – предприниматель”, направленный на развитие предпринимательских качеств у школьников.

– Я поехал на форум с идеей реализации проекта профориентации школьников в сфере предпринимательства, который был одобрен ульяновским департаментом по делам молодежи, – рассказывает Рубцов. – Сам после окончания 11-го класса я был растерян и не знал, куда идти. Наверное, многие сталкивались с этой проблемой. Возможно, поэтому у меня родилась такая идея. Способствовало этому и мое участие в работе молодежной организации “Новая цивилизация”, которая проводит различные лагерные смены для школьников. Это позволяет предоставить школьникам возможность участия в политической и экономической жизни общества. В формате игры они примеряют на себя роль президента, министра, работника департамента.

Проект “Я – предприниматель” родился в моей голове, еще когда я был игротехником “Новой цивилизации”. Тогда мне захотелось провести для школьников смену, связанную с предпринимательством. На “Iволге” эта идея “обросла” новыми деталями. Был организован конвейер проектов, и мы выбирали менторов – экспертов, которые направляли нас. В форуме со своими проектами участвовали 250 студентов, и кураторы могли в дальнейшем выделить деньги на развитие их идей. Ментор, которого я выбрал, помог мне доработать еще сырой на тот момент проект и разобраться в социальном проектировании. А потом я познакомился с руководителем ульяновской организации “Новое поколение” Алексеем Евдокимовым. Он немного перенаправил меня, и мы вместе реализовали проект в форме слета талантливой молодежи. Идея вышла за грани предпринимательства и затронула сферу профориентации и саморазвития в целом.

– Какие приемы вы используете, чтобы ориентировать молодежь на ту или иную профессию?

– Сначала мы решили провести “мини-смену” и уже по ее результатам организовать более расширенный экскурс в различные специальности. В августе, приехав с форума, мы с участниками “Нового поколения” организовали туристический лагерь, собрав около пятнадцати школьников, и в течение нескольких дней объясняли на простых примерах, подкрепленных опытом различных людей, способы самореализации. Проводили тренинги и лекции по саморазвитию, рассказывали о том, как в Ульяновске можно приложить свои силы: информировали о деятельности ульяновской ассоциации студенческих объединений, “Новой цивилизации”, “МИЦ”, “Альфы”. Мотивировали ребят, чтобы они не стояли на месте в ожидании помощи, а сами искали интересное для себя в различных сферах. Я рассказал о своей поездке на форум, о своих проектах. Когда объясняешь что-то на живом примере, это заинтересовывает.

– Наверное, реализация столь масштабных мероприятий, как проведение молодежной смены, сопряжено с трудностями. Что стало для вас залогом успеха?

– В организации мне очень помог директор “Нового поколения” Алексей Евдокимов. Я занимался сбором участников, составлением программы тренингов по социальному проектированию и набором экспертов. Например, одним из экспертов стал ученик одиннадцатого класса, участвующий в молодежных движениях и занимающийся граффити. Он учил этому ребят, посвятил их в культуру граффити и рассказал о том, как достиг успеха. Среди участников оказался школьник, занимающийся каллиграфией, вместе с экспертом они создали на смене проект и сейчас над ним работают. У них уже есть заказы.

– То есть школьники находят дело будущего через создание социальных проектов?

– Да, они осмысляют общественные проблемы, осознают, чем хотят заниматься в дальнейшем. Такая психологическая подготовка помогает ребятам найти себя. И если человек занимается саморазвитием, то он, несомненно, поймет, что для него важнее. Когда человек как можно раньше задумывается над тем, что для него важно, чего он хочет от жизни, он не стоит на месте.

– А если никак не удается “найти себя”?

– Конечно, такие ребята были. Как раз о них я рассказывал участникам нашей летней “мини-смены”. Если школьник закрепощен, то мы начинаем работать с ним индивидуально. И когда человек не понимает, что ему нужно, можно рассказать о существующих возможностях, показать плюсы и минусы различных направлений. Возможно, он просто не знает о них.

– Как ты хочешь в дальнейшем развивать свой проект?

– Я заинтересован в приглашении на смены различных специалистов. Все-таки, когда человек рассказывает о предпринимательстве, не являясь предпринимателем, это не вызывает доверия. Мы планируем провести расширенную смену, пригласив более пятидесяти участников, и количество экспертов тоже увеличится. Это специалисты по социальному проектированию, менеджменту, IT-технологиям. Будут, возможно, и эксперты творческих профессий.

– Почему ты решил заниматься именно профориентацией школьников? Что тебя мотивирует к этой работе?

– В первую очередь меня мотивирует результат – чувство, когда участники благодарны тебе за проведенный тренинг и саму смену, сложно передать словами. Так же я хочу донести до других идею саморазвития в целом, для меня большой прорыв, если кто-то с моей подачи проникается этой идеей.

– Ты поедешь на “Iволгу” еще раз?

– Я сделал для себя вывод, что мне нужно лучше подготовиться по социальному проектированию – чем я и занимаюсь – и можно будет вновь ехать на форум. В дальнейшем я планирую чаще ездить на такие события и надеюсь, что буду реализовывать намного больше социальных проектов.

Елена ПЛОТНИКОВА