Дальше я поехал на границу Ульяновской области в сторону села Красная Поляна. Это отдельная дорога среди унылых умирающих сел.

И первым селом на моём пути стало Воецкое. «Люди обосновались на здешних порожних землях в последней четверти 17-го века. Считается, что первопоселенцами были крестьяне боярских детей Ивана Воецкого и Василия Грязева. Спустя сто лет селом одновременно владели статский советник (если приравнять к современным армейским званиям – генерал-майор) Николай Иванович Обухов, подпоручик (по-нынешнему лейтенант) Андрей Семёнович Гладков и коллежский советник (полковник) Андрей Михайлович Ушаков.»

В «Экономических примечаниях», составленных при генеральном межевании Симбирской губернии в конце 18-го века, в переводе на современный язык читаем: «Архангельское, оно же Воецкое, в 66 верстах от уездного города Карсуна. Земли за селом числится 7108 десятин (более 7700 гектаров). В самое жаркое летнее время река Барыш бывает шириною до десяти саженей (21 метр). В ней – щуки, окуни, налимы, раки и разная другая живность. Лес в этих местах строевой, встречается мелкий, годный на дрова. Водятся волки, лисы, зайцы, хори, горностаи, из птиц – тетерева, куропатки, рябчики, совы, малиновки, щеглы и прочие птахи. В полях полно перепелов, коростелей, диких голубей; в пойме можно поохотиться на уток, куликов, бекасов. На здешней земле лучше всего родятся рожь, овёс, горох, гречиха. Травы, в сравнении с другими местами, похуже. Крестьяне состоят на оброке, платят господам в год по десять рублей с души. Женщины, помимо полевых работ, прядут лён, шерсть, посконь (коноплю), ткут холсты, сукна для домашних нужд и на продажу. Семьи в материальном плане живут посредственно».

Ну если тогда жили «посредственно, то сейчас – совсем тоска. Из того, что бросается в глаза только ярко-алый флаг у памятника воинам Великой Отечественной и останки старинной колокольни, от каменной Иоанно-Предтеченской церкви, построенной помещиком Федором Ивановичем Обуховым в 1745 году. Этот храм имел два престола: главный в память Усекновения главы Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и в пределе во имя Святого Великомученика Феодора Стратилата.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

И если Воецкое вызывало не самые радостные чувства, то соседнее село Головцово – просто мрак. Куда не кинь взгляд – всюду разруха. И даже хоть как-то восстанавливаемый храм не силах поправить полного уныния. Особенно тоскливо на окраине села, где некогда было колхозное хозяйство. Правда, здесь я увидел старое деревянное зернохранилище с бревенчатой дорогой на второй этаж. Ему, наверное, лет 50-70. Если честно, я очень давно не видел такого здания. Жаль, что недолго жить ему осталось, и вскоре только на фото можно будет увидеть такие образцы сельской бытовой архитектуры.
О самом Головцово узнать мало что удалось. Вот лишь маленькая справка: «ГОЛОВЦЕВО, село Барышского р-на, ц. сел. адм. (быв. Сызранского у.Симб. губ.). Расположено на р. Барыш в 25 км к юго-зап. от р. ц. В 1913 в Г. (Богоявленском) было 154 двора, 892 жит., деревян. Богоявленская церковь (постр. в 1869), школа (с 1856). Кроме того, при с. находились усадьба и коннный з-д В. А. Волянского, усадьба Финогеевой и усадьба кн. Оболенского. В 1996 – насел. 383 чел., преимущ. русские. Центр СПК “Большевик”.»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

И вот, наконец, село Красная поляна. Пять лет я не приезжал сюда. И если честно, не ожидал там увидеть ничего нового. И тут, самом центре села. Сияя свежими досками моему взору предстал Никольский храм. Сначала, я подумал, что старый сруб снесли и построили новый, но местная жительница успокоила – древние стены лишь подновили и обшили новым досками, построили новые купола, привезли новый иконостас. На заднем дворе появилась новая купель.

Местная жительница (жаль не записал, как зовут), работающая при храме, очень радушно приняла меня и рассказало некоторые вещи, о которых я не знал. Так, например, рядом с Никольским храмом (построен в 1753, а перестроен в 1875 году, в советское время опять перестроен в клуб), на месте нынешней библиотеки (соседнее деревянное здание) стояла деревянная Покровская церковь, построенная, в 1856 году помещиком Г. Дмитриевым. Её снесли в самом начале правления Советской власти, и только 85-ти летний её брат только и помнит, что храм был именно тут.

В Красную Поляну всегда стекалось множество паломников, и самым лечебным считалось место под названием «Сливы». Жительница вспоминала, что в детстве не могла понять, почему этот овраг так называется, ведь никаких слив там не было. И только бабушка тайком ей объяснила, что это святое место, где люди лечатся. Здесь сливается множество родников со всей округи и в месте их СЛИВА получается особая сила, излечивающая многие болезни, только помолиться надо. Именно сюда направлял местный Святой старец Леонтий ( он нем речь будет далее). Сохранились воспоминания, что многие бездетные женщины, именно после купания в Сливах обрели детей. Многие личились от болезней ног, спины и т.д.

Одним из родников, питающих Сливы, был и колодец, отрытый лично старцем. Его называют Дедушкиным колодцем. Жаль, что пройти на Сливы, да и на дедушкин колодец у меня не получилось – слишком скользкая и длинная пешеходная дорога, да и без провожатого найти почти не реально. ( Оставлю на другой раз)

1

2

3

4

5

6

7

8

10

11

Главной Святыней села считается могила Старца Леонтия. Именно сюда тысячи людей приезжают поклониться и попросить помощи, причем иногородние приезжают много чаще, чем ульяновцы. Несколько раз Православные власти пытались достать из могилы останки старца и канонизировать его. Но, местные жители так и не позволили этого сделать. Они считают: « Зачем тревожить старца, зачем это официальное признание? Если верите, то молитесь и никаких официальных подтверждений и не надо.
Леонтий Тимофеевич Шестаков родился 1 июля 1828 года в селе Вороновка, что расположено неподалеку от Синодского. Это был очень болезненный ребенок с чрезвычайно хрупкими, тонкими ручками и ножками (некоторые утверждают, что левая рука его была сухая). В 12 лет он первый раз появился в селе Синодское и некоторое время прислуживал в местной церкви. Потом он принял монашество и около пяти лет жил в Жадовском монастыре, после чего отправился в паломничество на Святой Афон. Уезжая из Афона, он, в качестве оплаты за труды, взял с собой большие иконы, подаренные им в Троицкий храм в г.Барыше, и большой кипарисовый крест. Ориентировочно с 1875 года старец Леонтий вновь приходит в Синодское, где становится настоятелем новой церкви в честь Николая Чудотворца. В этом храме он прослужил до своей кончины – 21 августа 1901года.

Молитвы старца Леонтия обладали особенной целебной силой. Сохранились многочисленные предания, что к нем буквально приносили умирающих или искалеченных людей, и через несколько дней они были совершенно здоровы. Обладал старец и даром прозорливости: например, незадолго до смерти он предсказал, что его похоронят у церкви, но через несколько лет на могилу «поставят стену». Так и произошло: его похоронили у стены храма, а после Октябрьской революции Никольскую церковь закрыли, а потом перестроили в клуб. Так получилось, что стена клуба встала точно на середину могилы старца. До сих пор памятный крест «растет» из-под стены давно брошенного клуба, а рядом установлена памятная плита, у которой не переводятся цветы.

А рядом с храмом и могилой бьет Святой источник. Прославился этот родник благодаря старцу Леонтию. Именно здесь Леонтий часто находился, молился и принимал прихожан. Был он очень кроткого нрава и отличался безграничной добротой, особенно он любил детишек, всегда ласково с ними говорил и незаметно подкладывал конфетки им в карманы. Еще при жизни к старцу приводили и приносили больных и калечных людей, которые получали исцеление.

Об этих чудесах сохранилось множество преданий. Так, однажды к нему принесли девочку, не ходящую с рождения. После молитвы, старец омыл несчастную водой из источника и, к удивлению и радости родителей и сельчан, девочка впервые в жизни встала на свои ножки и пошла. Неоднократно привозили к старцу и бесноватых, иногда даже закованных в цепи или привязанных веревками к телеге. При помощи молитв, поста и водицы из источника старец Леонтий возвращал в разум и этим страдальцам.
И еще, оказывается в селе сохранился тот самый крест и икона, которые привез Леонтий из Афона. И как только храм откроется, их принесут туда. Мне эти Святыни не показали, надеюсь увидеть их в храме в следующем году.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

На обратной дороге решил заскочить в село Румянцево. Основано оно было сподвижником Петра I генерал-адъютантом А.И.Румянцевым в 1-й половине 18 века. В 1913 году в селе были: церковь, земское училище, церковно-приходская школа, суконная ф-ка А.Д. Протопопова, благотворительное заведение, находившееся в ведомстве императрицы Марии, мужское 2-классное ремесленное училище (столярное и слесарное ремесла), женское училище с рукодельными классами, приют-интернат для детей, богадельня для престарелых рабочих суконной фабрики, больница на 45 коек, пасека.

Да и сейчас село очень немаленькое. Я почти моментально нашел местный каменный храм в честь Сергия Радонежского. К сожалению, от былой красоты остались только стены. Да и не ожидал я встретить здесь каменную церковь. По упоминаниям Баженова числится «Храм деревянный, теплый, построен прихожанами в 1741 г. Престолов в нем два: главный во имя преп. Сергия Радонежского Чудотворца и в приделе во имя вселенских трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.» Видимо каменный храм построили уже в начале 20-го века.

1

2

3

Уже возвращаясь домой, я по правую сторону вдали через поле увидел краснокаменную полосу зданий, напоминающих крепость. Несмотря на усталость, любопытство всё же меня перебороло, и я рванул по полю напрямик по проселку.

И чем ближе я подъезжал, тем более тревожно становилось. Если издали здания казались бастионом, то чем ближе подъезжал, тем страшнее картина представала: варвары просто срывают здания с лица земли, выгрызая, никого не стесняясь, куски метала, кирпич, забор… В общем всё, что можно продать хоть за какие-то деньги.
Я не сразу и понял, что это поселок имени Ленина, а то, что уничтожают – РУМЯНЦЕВСКАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ ФАБРИКА.

«РУМЯНЦЕВСКАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ ФАБРИКА, предприятие по выпуску шерстяных тканей бытового и специального назначения, тканей для автомобильной промышленности, одеял, камвольной пряжи для трикотажной отрасли, ЗАО. Р.Т.Ф. располагается в р.п. им. Ленина Барышского р-на, основано как Румянцевская мануфактура в 1848 крупным помещиком А.А. Протопоповым. В 1852 на предприятии установлен первый в Симб. губ. механический станок, в 1861 —первая паровая машина, локомобиль. С нач. Крымской войны и численным ростом русской армии ф-ка была расширена, число наемных и крепостных работников достигло 2000 чел. В 1856 было выпущено 550 тыс. аршин сукна. За первое десятилетие своего существования, увеличив выпуск тканей в 8—10 раз, Румянцевская ф-ка стала самым крупным предприятием Симб. губ. Здесь впервые в губернии стали ткать высококачественные тонкошерстные ткани, которых к 1857 выпускалось более 30 видов. Начиная с 1861, ф-ка участвовала во всех российских и международных выставках. Изделия румянцевских умельцев были награждены золотыми и серебряными медалями. Последний владелец ф-ки А.Д. Протопопов, участвуя в Торгово-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896), за представленное сукно получил право изображения государственного герба на своих вывесках и продукции. К нач. 1-й мировой войны на ф-ке появилось новое оборудование, что позволило поднять на небывалый уровень производство шинельного и портяночного сукна для армии, а также тканей бытового назначения — бобрика, трико, одеял, байки. В 1914 было выпущено 1млн. 200 тыс. аршин сукна на 1 млн. 232 тыс. руб. Рабочие Румянцевской ф-ки приняли активное участие в революционной борьбе. Здесь в 1917 проводился сбор средств на печатание большевистской газеты в симбирской типографии, была создана профсоюзная.»

И как заключительный аккорд этого варварства – памятник Ленину, расстрелянный подленько, в спину.

Мне интересно, Комитет Ульяновской области по культурному наследию будет молча смотреть как убивают памятники в этом рабочем поселке? Ведь и сам Ильич, и комплекс Румянцевской текстильной фабрики является защищаемыми объектами.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Не люблю заканчивать повествование на плохой ноте. Я просто перечислю то хорошее, что встретилось на пути. Это и обновляемый Ханиневский храм, и Поливановская аллея, и Акшуатский дендропарк, и Жадовский монастырь, и восстанавливаемый храм в Красной Поляне, и очаровательная Измалово…

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.