С тем, что развитие туризма важно для любого региона, вряд ли кто-то будет спорить. Причем речь идет не только о гостях из других городов, но и о так называемом внутреннем туризме.

В последние годы в Ульяновске этому уделяется большое внимание, однако, как полагают некоторые эксперты, далеко не весь потенциал нашего региона задействован в полной мере.
Данная тема недавно обсуждалась участниками «круглого стола», прошедшего в Историко-мемориальном центре-музее Гончарова. Собравшиеся выступали с докладами, в которых современные проблемы отсутствия аншлагов на охраняемых территориях чередовались с рассказами о событиях, произошедших 150 миллионов лет назад.



Галерея динозавров размером с Мемцентр
– В начале 1990-х годов на территории Ульяновской области были организованы два палеонтологических заказника – в Ульяновском и Сенгилеевском районах. Но до сих пор многие совершенно не понимают ценности и уникальности тех богатств, которыми мы владеем, – отмечает директор Ундоровского палеонтологического музея, кандидат геолого-минералогических наук Владимир Ефимов.
По его словам, в соседних регионах «поворот к палеонтологии» давно совершился. Так, Ефимов сам участвовал в оборудовании музеев естественной истории и краеведения в Казани, Самаре и Оренбургской области.
– В Самарском краеведческом музее огромный зал отведен под десятиметрового плиозавра, в 2015 году в Оренбургской области мы спроектировали целый «Парк Юрского периода». И это притом, что основные палеонтологические богатства находятся на территории ульяновских заказников! Достаточно сказать, что только в моей коллекции в Ундорах собрано более полутора тысяч фрагментов ископаемой фауны. Я бы мог создать в нашем городе грандиозную галерею размером с Мемцентр, в которой были бы представлены подлинные скелеты различных динозавров. Уверен, что это было бы интересно очень многим горожанам и приезжим. Однако, судя по всему, «палеонтологический туризм» в Ульяновской области пока никому не нужен, – комментирует ученый.


Владимир Ефимов уверен, что пришло время обратить внимание на палеонтологический туризм в Ульяновской области – регионе, где впервые открыли ундорозавров

Обещают повесить аншлаги и поставить «на кадастр»
Кстати, именно директор Ундоровского музея был в свое время инициатором создания двух упомянутых заказников.
– За это время было сделано очень многое: открыты новые виды вымерших животных, написано множество научных статей. И по сей день собираются, анализируются и описываются новые находки на территории заказников. Но все это делается на «голом энтузиазме» и за счет самих исследователей, так как помощи от государства мы пока не видим. Вот только один пример: почти двадцать лет мы просим поставить аншлаги в заказниках, которые указывали бы, что посетитель находится на охраняемой территории, а воз и ныне там, – констатирует выступающий.
В ответ замдиректора по науке и развитию областного краеведческого музея Ольга Бородина напомнила о том, что само создание заказников и организация Ундоровского музея, в уставе которого прописана работа по сбору и исследованию ископаемых материалов, – все-таки свидетельствует о том, что представителям власти «не все равно».
– Я соглашусь с тем, что заказникам уделялось недостаточно внимания, в том числе в отношении установки аншлагов. В 2015 году нам удалось отстоять данную строку в областном бюджете, в результате в ближайшее время будут изготовлены и установлены соответствующие аншлаги на сорока особо охраняемых территорий региона, – замечает еще один участник «круглого стола» – главный эколог Ульяновской области Дмитрий Федоров.
По его информации, в ближайшее время планируется также поставить оба палеонтологических заказника на кадастровый учет.
– Вопрос о земельных границах указанных территорий очень важен, поскольку только этот шаг поможет уберечь их от различных посягательств. Так, только в отношении ундоровского заказника было уже три попытки сокращения его территории – с целью разработки сланцевого рудника. Постановка «на кадастр» окончательно определит статус данных территорий, – уверен главный эколог.

«Только по книгам» обучить не получится
Другие участники встречи – представители вузов и музеев – подробнее рассказали о роли Ульяновского и Сенгилеевского заказников в образовательной и научной сферах.
– Только по книгам будущего геолога, географа, историка и палеонтолога не выучишь – обязательно нужна наглядность, необходимы экспедиции, в которым студенты и школьники могли бы своими глазами увидеть геологические пласты, собрать собственную коллекцию аммонитов, белемнитов и т.п., – считает доцент кафедры географии и экологии УлГПУ Владимир Кривошеев.
Он вспомнил о том, как еще в советское время в будущие заказники совершались геологические походы и вылазки.
– Для молодых людей, юношей и девушек эти экспедиции – поистине бесценны. И раньше, и сейчас проводятся геологические олимпиады, создаются музейные коллекции находок, осуществляются летние практики. Иными словами, палеонтологические заказники имеют огромное образовательное значение, их нужно всячески поддерживать и развивать, – поясняет выступающий.
В свою очередь сотрудники Ульяновского госуниверситета доктор биологических наук Иван Благовещенский и доцент кафедры биологии Дмитрий Семенов обратили внимание на научную важность этих территорий.
– Просто напомню, что именно наши заказники позволили описать так называемых ундорозавров – это открытие Владимира Ефимова признано в международном палеонтологическом сообществе. Кроме того, материалы Ульяновского заказника позволили мне открыть и описать несколько новых видов ископаемых гастроподов (брюхоногих), – комментирует Благовещенский.


Знаменитый ундорозавр из палеонтологического музея села Ундоры

Как отметил заведующий сектором «Палеонтологическая галерея» краеведческого музея Илья Стеньшин, территория береговой полосы в Ульяновском и Сенгилеевском районах – это настоящая геологическая летопись, сохранившая для исследователей уникальный пласт для исследования.
– К примеру, уже чуть ниже по карте – в береговой полосе Самарской области – ничего подобного нет. Не обнаружены там и разновидностей кальцита, который получил название «симбирцит». Замечу, что условия сохранности в наших заказниках таковы, что встречаются, к примеру, не только перламутровые раковины, но и отпечатки мягких частей тела моллюсков и даже прижизненный цвет раковин существ, живших около 155 миллионов лет назад, – говорит Стеньшин.

Как спасти заказники от разграбления?
В завершение встречи участники обсудили важный вопрос охраны региональных заказников от непрошенных гостей – тех, кто занимается незаконным сбором минералов и ископаемых останков.
– Подобные случаи фиксируются каждый год. Данных нарушителей можно разделить на две категории: «залетных гостей», которые разово посещают заказники и что-то «прихватывают» с собой. Мы встречали там даже туристов из Польши. И если не воспрепятствовать этому потоку, то они вынесут все что угодно. Вторая группа – местные граждане, которые регулярно занимаются незаконной добычей палеонтологических материалов, – рассказывает представитель одной из городских камнеобрабатывающих организаций Глеб Успенский.


Аммонит, обнаруженный на территории Ульяновского палеонтологического заказника
Так, он упомянул. о том, что есть конкретные предприниматели, которые в гаражах на территории Ишеевки занимаются переработкой материалов, найденных на территориях заказников. Результаты их трудов систематически появляются на различных рынках сувенирной продукции.
– То есть люди, грубо говоря, незаконно наживаются, но мы с этим ничего не можем поделать. Наши многократные обращения в полицию ни к чему не привели: они просто отказывается этим заниматься, ссылаясь на более важные дела. Таким образом, налицо факт незаконной предпринимательской деятельности, идет разграбление заказников, но понимания у силовых структур мы не находим, – уверяет Успенский.
В ответ председатель областной Экопалаты Александр Брагин пообещал посодействовать в решении данного вопроса.
– Конкретные имена нарушителей и места, где они занимаются обработкой материалов, известны – осталось собрать доказательную базу и представить это на суд общественности, – подытожил руководитель Экопалаты.
Евгений Нувитов