Реформирование отечественного образования идет давно. Мы посетили ульяновскую школу №42, где создана одна из шести в России федеральных стажировочных площадок по инклюзивному обучению. Это значит, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учатся вместе с обычными детьми. Ценность такого подхода, как представляется нам, в том, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении, и все имеют равные шансы и возможности для достижения успеха.

Школа №42 – это школа равных возможностей для всех детей. Ее педагогами накоплен большой опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Подобная работа в школе велась давно, и поэтому неслучайно здесь же организована деятельность пилотной стажировочной площадки. Как говорят все без исключения сотрудники школы, «наша цель – это создание в школе условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в среде сверстников».
По словам идейного вдохновителя педагогического коллектива – директора школы Олега Куликова, доступная среда – это не только пандусы. И в самом деле, представьте себе: колясочник въехал в какое-то здание при помощи пандуса. Но в кабинеты он попасть не может по причине узости дверей, не может сходить в туалет, потому что кабина не снабжена специальными поручнями или просто узкая, не может подняться на этаж выше. «Доступная среда», понятая так, становится просто злой насмешкой.


Инклюзивное образование требует, кроме кадровой, еще и материальной базы. Пример – приспособление в школе №42 для того, чтобы те, кто ограничен в возможности передвигаться, могли подняться на любой этаж

Создание площадки федерального значения позволило оснастить школу, сообразуясь с современными требованиями. Например, в 42-й создан кабинет психологической разгрузки, сенсорная комната, где успокоиться и «перенастроиться», поправить плохое настроение, снять напряжение могут все. В этой комнате можно полежать под «звездным небом», поиграть, поговорить со специалистом, просто расслабиться, постояв под красивым «дождем» из серебряных электрических нитей. Равные возможности в использовании всего многообразия непростого школьного оснащения имеют все – и границы стираются.
В нашей стране пока делаются первые шаги к социализации инвалидов на таком уровне, поэтому очень приятны и заметны успехи этого образовательного учреждения. Дети играют все вместе, совершенно не обращая внимания на особенности друг друга. Когда мы зашли на перемене в третий класс, временно сидящий в коляске Даниил Старых весело толкался с одноклассником, стоявшим перед ним, оба ребенка веселились. Здесь вообще много детских улыбок. И это благодаря тому, что применяются адекватные возможностям и потребностям обучающихся современные технологии, методы, приемы, формы организации учебной работы и внеурочной деятельности. Разработаны и реализуются различные специальные программы, некоторые из которых отмечены на международном уровне, например – «Адаптированная основная образовательная программа НОО обучающихся с ЗПР», отмеченная на Международной выставке-ярмарке инновационных образовательных проектов 2015 года дипломом 3 степени.
Большая работа в этом учебном заведении проводится не только с детьми, но и с их родителями, а также с педагогами других образовательных организаций Ульяновской области. В этой школе всегда рады гостям.

В школе произведен ремонт всех этажей, учебных аудиторий, кабинетов психолога и логопеда, гигиенической комнаты для детей с ОВЗ, двух санузлов, установлена специализированная раковина для детей с ОВЗ перед входом в столовую, гардероба, входной группы, капитальный ремонт спортивного зала и т.д. Приобретено оборудование для кабинета психолога, сенсорной комнаты, кабинета логопеда, проведения внеурочной деятельности – «Швейное дело», «Слесарное дело», компьютерное оборудование, оборудование для реабилитации детей с ЗПР.

Наша справка
Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей с инвалидностью. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.
Принято считать, что идея совместного обучения детей с отклонениями в физическом и психическом развитии с обычными детьми возникла в начале 60-х годов ХХ века, и первые опыты интегрированного обучения принадлежат скандинавским странам.
Совместное обучение детей с отклонениями в развитии в зарубежных странах реализуется с начала 90-х годов прошедшего столетия. Его закрепление и распространение прошло два этапа – от интегрированной (70-80 гг. XX в.) до инклюзивной модели (90-е гг. XX в. по настоящее время).
Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно вне зависимости от возможностей здоровья.
Павел Сергеев