Эффективность работы государственной и муниципальной власти постоянно повышается при том, что эффективность принятия решений стремится к нулю. Виной тому — издержки, вызванные необходимостью имитации процедур.

mammoth

В любом учебнике по бизнесу можно прочитать, что эффективность принятия решений измеряется скоростью наступления тех изменений, к которым решение должно привести. За этим определением нет ничего кроме банальной жизненной мудрости — чем быстрее достигается результат, тем лучше. Если результат откладывается в далекое будущее, то речь уже идет не о решениях, а о стратегиях.

Следствием сего нехитрого правила, которое начало действовать с момента освоения прямоходящими палки-копалки, является другое банальное правило, вызванное уже моментом освоения загонной охоты. Речь идет о коллективном принятии решений, которое в ряде случаев оказывается более эффективным по причине того, что на конечный результат начинает влиять степень управляемости коллектива. В этом случае процедуры различного рода обсуждений решения позволяют добиться ускорения получения результата и улучшения его качества одновременно с сохранением управляемости.

Убить мамонта можно только толпой, а имитируя толпу можно только имитировать убийство мамонта, оставаясь с палкой-копалкой.

Несложно догадаться, что наихудшим сценарием с точки зрения этих банальных моделей является их совмещение по принципам: «решение принимается одним, но имитируется коллективное принятие» либо «решение принимается коллективно, но ответственность за его воплощение не разделяется».

Сразу возникает желание провести политические параллели, введя аналогии с демократией, авторитаризмом и прочими «измами», но лучше обойтись без лишних надстроек, которые неизбежно заводят в болото демагогии на темы «имитации демократии», «тоталитарного большинства» и прочих штампов. Исконная суть крайне проста — убить мамонта можно только толпой, а имитируя толпу можно только имитировать убийство мамонта, оставаясь с палкой-копалкой.

Продолжая аллегорию, сегодняшнюю ситуацию с управлением можно описать как имитацию убийства мамонта при том, что мамонта нет, а в его существование и возможность убийства и вовсе никто не верит, занимаясь ковырянием в масляных лужах палками-копалками.

Основные решения в такой системе сводятся к перераспределению ям и палок-копалок, и осуществляются, естественно, единолично. Но при этом им придается вид коллективной охоты за мамонтом, которого нет. Следовательно, эффективность действий становится двоякой — с одной стороны важна скорость достижения результата в пространстве палок-копалок, что и является реальным результатом, а с другой — эффективность работы по имитации виртуальной охоты за несуществующим мамонтом.

Именно эта, вторая эффективность и измеряется индикативно органами власти через «соответствие нормативной базы», при том, что не имеет никакого отношения к реальному принятию решений.

Издержки необходимости имитации наличия «мамонта» составляют не менее нескольких тысяч человеко-часов.

Показательным примером описанного из последних являются, конечно, «выборы» сити-менеджера Ульяновска. Думается, что всем изначально понятно, что решение давным-давно принято. Но, несмотря на это, запускается ритуальная процедура убийства несуществующего мамонта, на этот раз особенно усиленная, — общественные слушания, публичные дебаты кандидатов (!), предоставление планов работы и прочее и прочее. На имитацию отсутствующего содержания всего этого тратятся колоссальные ресурсы — заседают комиссии, высшие руководители сидят в президиумах, в залы сгоняются бюджетники, люди назначаются кандидатами, депутаты — голосующими и так далее. По нашим прикидкам издержки необходимости имитации наличия «мамонта» составляют не менее нескольких тысяч человеко-часов.

На фоне всего этого и возникает пространство повышения эффективности, вызванное к жизни тем фактом, что каждое телодвижение в имитационном поле неизбежно обрамляется необходимой нормативной базой: регламентами, протоколами, «контрольками», постановлениями и так далее. А ведь только в этом документальном поле и возможно повышение этой самой виртуальной эффективности коллективного принятия решения о поимке несуществующего мамонта несуществующим коллективом. При этом эта эффективность не имеет ничего общего с эффективностью, понимаемой на уровне здравого смысла — она ему обратна. Чем больше ресурсов тратится — тем лучше эффективность, а не наоборот.

Мы уже много лет ежедневно читаем абсолютно все бумаги, принимаемые и разрабатываемые органами власти области разных уровней, и можем точно заявить, что эффективность работы власти, заложенная в этих бумагах, действительно постоянно растет — документы год за годом становятся «чище» и проработанней, регламенты все более и более детальными, протоколы все более и более подробными, а постановления все более и более длинными. Но самое главное — количество этих документов с каждым годом растет, равно как и количество людей, которых назначают коллективом охотников и обслуживающим несуществующую охоту персоналом. В этом аппаратно-административном поле и существует псевдо-эффективность, которая обратно пропорциональна эффективности реальной.

Если в 2010 году выборы мэра Ульяновска регламентировало около 23-25 нормативных документов, находящихся в свободном доступе, (от федеральных законов до регламентов), то ныне процедуру избрания связки «мэр» + «сити-менеджер» регламентируют более 70 различных документов.

Для интереса мы посчитали сроки прохождения через черный ящик «несуществующий мамонт» нескольких решений уровня «палка-копалка» за последние семь лет и выяснили, что их эффективность как функция скорости реального принятия в среднем уменьшилась в 2,5-3 раза при том, что эффективность «убийства мамонта», измеряемая через количество регламентов, регулирующий процедуру, увеличилась в среднем в те же 2,5-3 раза. Например, если в 2010 году выборы мэра Ульяновска регламентировало около 23-25 нормативных документов, находящихся в свободном доступе, (от федеральных законов до регламентов), то ныне процедуру избрания связки «мэр» + «сити-менеджер» регламентируют более 70 различных документов.

В этой связи выглядит очень подозрительным решение сократить долю административных расходов в бюджетах на будущий год. Фактически, это говорит о том, что дальше эффективность в административном поле повышать будет труднее, хотя резервы выглядят безграничными по причине того, что «мамонта» нет, а значит реальные результаты к процессу улучшения эффективности не имеют ровным счетом никакого отношения, что, теоретически, позволяет добиться бесконечной эффективности, не ограниченной совершенно ничем, даже границами Вселенной. Ведь мамонты-то вымерли.