В регионах предлагают взимать плату и на дорогах местного значения.

Волна протестов дальнобойщиков, вызванная вводом платы за проезд грузовиков по федеральным дорогам, спровоцировала активную деятельность законодателей и чиновников. В Госдуме уже предложили ввести трехлетний мораторий на сбор денег, а саму систему взимания платы перевести “в тестовый режим”. Регионы, напротив, уже планируют ввести собственный дорожный сбор для большегрузов, аналогичный тому, что вводится с 15 ноября.

Власти отреагировали на массовый протест дальнобойщиков против системы взимания платы (СВП) “Платон” за проезд 12-тонных грузовиков по федеральным дорогам (она запускается 15 ноября, акции протеста прошли вчера, о чем сообщал “Ъ”). Глава думского комитета по транспорту, единоросс Евгений Москвичев предложил запустить СВП пока в “тестовом режиме”, чтобы “посмотреть более внимательно ценовую политику”. По его мнению, нужно ввести систему “авансовых платежей”, которую вносит за проезд владелец груза перед отправкой его на маршрут (в размере 20-30%), чтобы перевозчик мог сразу оплатить проезд. Комитет уже “проводит работу с Минтрансом” по этому поводу, заявил господин Москвичев. Более радикальную инициативу выдвинула фракция “Справедливая Россия”: она внесла законопроект о трехлетнем моратории на введение платы. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков вчера заявил, что в правительстве “самым внимательным образом отслеживают и оперативно реагируют” на обстановку вокруг СВП. Ранее он говорил, что о ситуации доложено Владимиру Путину.

Между тем в регионах уже хотят ввести дополнительный сбор. Правительство Ульяновской области разрабатывает проект местного закона о взимании платы за проезд большегрузного автотранспорта, который будет основываться на адаптированной к региону системе “Платон”. “Планируется, что законопроект будет принят в 2016 году,— заявил директор регионального департамента автомобильных дорог Сергей Холтобин.— Средства, собранные с перевозчиков, направят на ремонт региональных дорог”. В беседе с “Ъ” он уточнил, что закон будет приниматься после того, как будет накоплен “хоть какой-то опыт работы в “Платоне””. “С каждым годом на содержание дорог региона требуется все больше средств”,— уточнил господин Холтобин. Бюджет регионального дорожного фонда в 2015 году составил 3,2 млрд руб., прогнозируемый бюджет на 2016 год — 3,1 млрд руб. Оценить возможный доход от региональной СВП Сергей Холтобин не смог. “Даже если 500 млн руб. получим, нам это в радость в сегодняшней ситуации”,— уточнил он.

В министерстве транспорта и автодорог Нижегородской области также рассматривают возможность введения платы за проезд большегрузов по региональным дорогам. Местные власти опасаются, что после запуска федеральной СВП водители станут чаще пользоваться региональными трассами (пока бесплатные). Сроки и тарифы пока неизвестны.

Ввести плату на всех видах дорог планировалось ранее, заявил гендиректор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами Игорь Старыгин. По его словам, региональная дорожная сеть финансово обеспечена лишь на 13%, 70% этих дорог строились 20-30 лет назад и не рассчитаны на высокую нагрузку.

Между тем в межрегиональном профсоюзе водителей профессионалов вчера заявили, что 15 ноября, в день запуска СВП, автотранспортные компании планируют приостановить работу в знак протеста против введения новых сборов. “Масса дальнобойщиков по регионам не выйдет на работу”, — заявили в профсоюзе.

Иван Буранов; Сергей Титов, Ульяновск; Александра Викулова, Нижний Новгород

Вы на чьей стороне?
Прямая речь
Вячеслав Лысаков, первый заместитель главы комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству:

— Я на стороне дальнобойщиков. Ничего не отрегулировано, не протестировано. Людей поставили на грань выживания — полтора рубля за километр для них сейчас сумма разорительная. Перевозчики не отказываются платить, но они должны не только заранее оплатить маршрут, но и вернуться тем же маршрутом, то есть по факту это означает порожняком. Мы собираемся сварить быстрый супчик из золотых яиц. Решение принимали люди, которые никогда не занимались грузоперевозками и вряд ли представляют, что это такое. Надо отложить взимание платы, встретиться всем заинтересованным сторонам, выработать единый знаменатель по цене, по оплате, по алгоритму оформления документов.

Вадим Дымов, предприниматель:

— Воздержусь вставать на чью-то сторону. Каждый имеет право на недовольство. Но вспомните недавние времена, когда фуры стояли чуть ли не в каждом дворе и двигатели не глушили. Власть стала принимать меры и, может быть, немного это зарегламентировала. А большегрузы реально наносят огромный ущерб дорогам, так что введение платы для дальнобойщиков обоснованно. Не думаю, что это сильно отразится на ценах.

Михаил Шмаков, лидер ФНПР:

— Правительство неправо. Оно пытается переложить расходы на ремонт и содержание дорог на дальнобойщиков, в то время как эти расходы давно содержатся в акцизах на бензин и транспортном налоге. Перевозчики правильно протестуют, по-другому правительство не понимает. А если с дальнобойщиками получится, то завтра введут плату и для легковых машин.

Дмитрий Аграновский, адвокат:

— Я вообще поддерживаю любую цивилизованную борьбу граждан за свои права. Дальнобойщики не перекрывают трассы, никому не вредят, они просто хотят обратить внимание на свое положение. Они не хуже тех, кто протестовал в Пикалево. Протест дальнобойщиков — это народный протест, и шутить с ним нельзя. Тем более что региональным чиновникам тоже захочется ввести такой сбор. Вот тогда цены и подскочат. У государства есть проблема с наполняемостью бюджета, но проблему власть решает одним простым способом — лишает льгот подмосковных пенсионеров, вводит налог для дальнобойщиков, собирается увеличить пенсионный возраст… То есть решает проблемы за счет народа, а между тем есть масса резервов — например, позорная плоская шкала налогообложения (такое бывает лишь в “банановых республиках”).

Вадим Засько, директор Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ:

— Я за дальнобойщиков. Ставка непродуманная, и есть проблема двойного налогообложения: акциз на бензин, транспортный налог. Сейчас, насколько мне известно, обсуждается вопрос об отмене транспортного налога, а ставку надо снижать.

Иван Грачев, депутат Госдумы:

— Дальнобойщики правы, тем более что новые поборы и налоги в кризис крайне вредны. На подобного рода действия надо наложить мораторий. И неважно, есть ли транспортный налог, акциз и какая ставка, лезть в детали нет необходимости. В России общий налоговый пресс и так избыточен. А в кризис любые попытки увеличения налогов для граждан и бизнеса должны быть запрещены, за исключением налоговой нагрузки для богатых.

Сергей Канаев, руководитель Федерации автовладельцев:

— Поддерживаем коллег по цеху чем можем. То, что уже есть какие-то уступки со стороны властей, еще не все — в системе оплаты по-прежнему больше вопросов, чем ответов.
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2852293

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.