В последние десятилетия в нашей стране наблюдается снижение интереса к чтению, что повлекло за собой значительное падение уровня грамотности населения, особенно среди детей и подростков.

Эту проблему эксперты обсуждали на прошедшей в Ульяновске Международной конференции «Детский читающий мир». Литературный критик Кларисса Пульсон считает, что чтение – это не личный навык. Его приходится прививать и воспитывать.

– Два года после окончания школы я работала в детской библиотеке. В то время дети все время сидели в библиотеке, и часто мне звонили их родители с просьбой отправить их домой или на обед, – вспоминает Пульсон. – Если дома никто не читает, то, естественно, и навыка чтения у ребенка не будет. Если учителя литературы рассказывают о книгах так, что дети хотят спать, то книгу они в руки не возьмут. Если не привести ребенка в библиотеку, сам он, скорее всего, туда не придет. Все мы ищем способы развить навык и интерес к чтению у ребенка, увлечь его своим примером.

По мнению лауреата Международного литературного конкурса на лучшее произведение для детей и подростков имени Сергея Михалкова Тамары Михеевой, навыки чтения ребенок получает в семье.

– Мне радостно, что сотрудники библиотек уделяют внимание вопросам детской литературы и чтения такое большое внимание. Я выросла в читающей семье и в нашем доме была большая библиотека. Теперь будучи взрослой, я понимаю, что все начинается с семьи. Поэтому считаю, что и библиотекарям нужно начинать с родителей. На мой взгляд, чем больше в библиотеках будет семейных программ, тем лучше.

Чтобы вернуть детям и подросткам интерес к чтению мы, в первую очередь, должны понять, почему ребенок перестал читать, чего современным детям не хватает в библиотеке. Для этого Централизованная библиотечная система проводит социологическое исследование «Библиотека глазами детей». Его цель – изучить образ и место современной библиотеки в сознании детей школьного возраста.

Недавно в Москве прошло аналогичное исследование – проект «Моя библиотека», где сами горожане имели возможность на сайте проекта высказывать своё мнение и предложения о библиотеках и библиотекарях, о чтении и книгах, а также о ресурсах, которые, по мнению респондентов, должны быть в современной библиотеке.

В раках исследования городские библиотеки проведут опрос среди школьников в возрасте от 11 до 16 лет. Им будут заданы вопросы об отношении к чтению и библиотекам, о жанровых предпочтениях, об эмоциях, которые вызывают у них те или иные книги.