Появилась возможность проверить на «аномальность» еще один из локусов, указанных на Карте «нехороших» мест Ульяновска.
(Об аномалиях локуса 1 – перекрестка Крымова-Шевченко см. здесь).
Недавно – почти случайно! – в мои руки попала звуковая запись интересного интервью, записанного лет пять-шесть назад. Беседа велась с одной из сотрудниц дома-музея Ленина. Напомню: речь идет о настенных часах «Генри Мозер и Ко», находящихся в стенах упомянутого музея.
Интервью посвящено необычному поведению этих часов и некоторым другим любопытным темам. Привожу почти дословную расшифровку беседы.
– Эта вся история началась… Они [часы] периодически вставали – периодически шли. У нас был мастер, татарин, который живёт на севере [в северной части Ульяновска], он за этими часами как-то самостоятельно наблюдал, но сейчас я даже не знаю, жив ли он. В последний раз он приходил к нам лет пять назад <…>.
Наши часы уникальны тем, что там деревянные втулки, поэтому просто так – кому-то в мастерскую [их отремонтировать] я не могу поручить. Вот. И впервые вот так вот вставать они стали в две тыщи четвертом-две тыщи пятом году. Это я говорю на самом деле то, что было <…>.
И в две тысяча пятом году мы отметили Рождество… Мы всегда отмечаем Рождество, потому что… ну, традиция семьи Ульяновых. Эта идет традиция с тысяча девятьсот сорокового года: ставится в Доме-музея ёлка, украшается, – только дети, – своими самодельными игрушками, то есть традиция уже, сама музейная эта традиция. И вот мы когда отметили Рождество… и вдруг на следующий день – часы встали.
Ну, жалко, конечно, потому что они тикают, потом бьют, такой колорит сразу создается, – как будто хозяева [семья Ульяновых] только отошли.
Я всегда говорю, что музей напоминает машину времени: перешагиваем порог и из бурного двадцать первого века попадаем в тихий, спокойный, размеренный век девятнадцатый. И тем более вот это тиканье, конечно, создает особый колорит и при экскурсии, а тем более, если мы проводим какое-то музейное мероприятие – раздаётся бой часов, это вообще здорово…
Ну, и вот – они встали. Смотрели-смотрели, тогда Салах [мастер-татарин] чё-то завёл, они пошли, потом опять встали. Я сказала: «Ну, не идут – не идут». Мы их поставили на время отъезда семьи Ульяновых из нашего города – это девять часов вечера двадцать седьмого июня. Вы знаете, там [в часах] всё можно поставить – даже дату можно поставить на часах, вообще, там и месяц и… Поэтому эти часы сами по себе уникальные, с этой точки зрения.
Ну, мол, как вот Ульяновы уехали… На двадцать один час поставили.
Мне стало жутко на следующий день, когда я пришла: они показывали не двадцать один час, а двадцать один двадцать пять [минут].
Те самые часы
Я спрашиваю [своих коллег]: «Дорогие мои женщины, кто-нибудь часы трогал?». Чтобы они шли, я говорю, вы ходите и маленько их это [показывает рукой – раскачивает] маятничек, может быть, всё-таки разошлись бы [т.е. чтобы часы снова стали работать]. Но в этот момент как раз никто не трогал, потому что как раз начались каникулы как таковые, и тут отгулы, естественно, поэтому таким меньшим контингентом работаем, – поэтому подходить и постоянно часы трогать просто не было возможности у людей.
Каково было мое изумление, когда на следующий день они уже показывали двадцать два часа пятнадцать минут! Мне даже стало жутко. И потом отметили мы (мы стали отмечать после перестройки день памяти Ильи Николаевича Ульянова, который приходится на двадцать четвертое января). И на следующий день они вообще пошли…
Я вообще-то материалистка и воспитана в то время, когда мы изучали атеизм и так далее.
И тут уборщица признается [спустя некоторое время уборщица призналась] <…>, что рукой или как-то шваброй стукнула нечаянно – и они пошли. Ну, ладно. И на этом мы тему эту закрыли.
Тут как раз две тысяча шестой год, когда отмечалась юбилейная дата Ильи Николаевича – сто семьдесят пять лет со дня рождения. И тоже так получается, что у него в один год как бы отмечается круглая дата смерти – сто двадцать лет со дня смерти и сто семьдесят пять лет со дня рождения. А тут корреспонденты, как всегда, ну, и чтобы как-то… <…> Ну, все это модно для желтой прессы, ну, мы им [журналистам] сказали: «Да-да, мол, случилось, вот так вот, – без всяких ударов шваброй, – там вот так дух ходит всё…» – ну, вот так вот…
Но каково было мое изумление на следующий год, когда эта история повторилась! Мы отметили [смущенно смеется]… мы отметили Рождество и второго января… Ну, это уже немножко позже: мы отмечали двадцать пятого-двадцать шестого, потому что как бы дети, пока на каникулы не ушли… Ну, получается, что мы отмечаем Рождество-то по-старому стилю, так оно и было – всегда было двадцать пятого декабря, а потом тут как после восемнадцатого года перевели календарь, и получилось так, что мы сначала тут отмечаем Новый год, потом Рождество, но это неправильно с точки зрения вот логики.
И мы… а у нас получается по-старому, что мы отмечаем Рождество – ну, двадцать пятого-двадцать шестого дети собираются, а в этот раз второго января (я никогда это не забуду!), второго января я прихожу на работу, и мне говорят, – так с дрожью в голосе: «…. А вы знаете: часы стоят!». Я говорю: «Ну, стоят – стоят. Не трогаем». Ну, стоят – стоят, Бог с ними.
Опять устанавливаю на дату отъезда семьи Ульяновых из Симбирска двадцать седьмое июня на двадцать один вечер, ну, история повторяется: после того, как мы отметили память Ильи Николаевича – они снова пошли. Сейчас… это вот два года было как-то вот особенно ярко, что ли… А в этот раз они тоже они останавливались, потом вновь пошли.
<…> Но вот в этом году [вероятно, в 2010], после того как они вновь пошли, в этом году они встали, кстати, в апреле, у них апрельская была остановка, вы видите: они соответствуют, что называется, плюс-минус десять минут [т.е. идут достаточно точно]. Вот такова история с нашими часами.
В завершение беседы рассказчица отвлеклась от «часовой темы» и упомянула еще об одном любопытном случае, который в какой-то степени “подтверждает” странность этого места:
– Да, вот у меня тоже один раз такое было. <…>
Вот там, где у нас телефон, вот вон в той комнате, ну как бы она такая, не знаю, там документы у нас лежат… И я сидела однажды и заполняла дневник там санитарного дня. Ну, это было давно, это было, наверно, уже лет десять назад, да. И вот четко услышала шаги нашей смотрительницы. Почему я говорю, потому что она прихрамывала. Так она ступала всегда твердо, но вот эта вот хромота, она всё равно чувствовалась [была слышна]. И мне показалось, что она поднимается ко мне. Но я продолжаю писать.
Прошло время, они были, эти шаги, а она не появляется. Туда я кричу (ну, мало ли чё: женщина пожилая, хотя я ни падения, ничё я не слышала), кричу: «N… N…!» [имя смотрительницы]. Народу нет: это был вечер, декабрьского дня, народу не было. Тишина. Ну, ладно. Я как раз тут закончила писать, выхожу из(-за) стола и слышу, четко слышу, как от меня шаги уходят в сторону. А вот там у нас загиб, думаю: ну, может, она остановилась, там у нас есть выставочный зал, в выставочном зале, может, чё-то – там пыль стирала, (или) там что. Поднимаюсь туда, где телевизор у нас: «У нас кто-нибудь был в музее?». Уборщица говорит: «Нет». Я говорю: «Все сидели на своих местах?» – «Да!». Я говорю: «Ну, тогда это барабашка!».
Обещаю – по мере возможности – собрать сведения и о других местах Ульяновска, за которыми закрепилась «нехорошая» слава. Если кто-то может дополнить перечень подобных мест или рассказать дополнительные подробности – призываю не стесняться:)
Римлянин
что за оккультная белиберда? отстаньте от Ленина и подите лучше к чё… к морозову!
в чем же
В чем же “белиберда”? Это все лищь, так скажем, “городской дискурс” – то, о чем рассказывают коренные ульяновцы, городские легенды и т.п. В каждом городе есть подобное. К “оккультному” это не имеет никакого отношения.
Римлянин
Не надо засерать людям мозги всякой чушью! иначе вскоре креститься начнут при ударе грома.
гость
Да уж ,без молитвы этот домик не пройдешь.
Римлянин
д… в доме Ленина не место! проплывай дальше