Вчера Законодательное собрание области приняло областной бюджет на 2016 год в первом чтении. В чем отличия бюджета 2016 от предыдущих, и что нас ждет в будущем году?

purse-522622_640

Бюджет Ульяновской области на 2016 год оказался лишенным всяких неожиданностей — полностью сохранена преемственность в финансировании государственных программ, а баланс доходов и расходов не сильно отличается от «социально-ориентированных» (то есть сугубо распределительных) бюджетов предыдущих лет. Формально это, несмотря на то, что в основу нового бюджета был положен консервативный сценарий развития, позволяет сохранить тенденцию постоянного роста бюджетных показателей в ежегодных проектах. Но это без учета очевидного факта — того, что деньги обесцениваются.

1. Новый миллениум

В конце прошлого года мы публиковали статью «Нового года не будет», в которой пересчитали бюджет исходя из обеспеченности конкретными ресурсами каждого жителя области. Тогда мы выяснили, что реальная обеспеченность средствами областного бюджета не растет, а падает начиная с 2008 года, и сделали вывод, что в 2015 году на одного жителя области приходилось примерно столько же денег из областного бюджета, что и в 2002 году.

По очевидным причинам ситуация не изменится и в 2016 году — реальная бюджетная обеспеченность будет падать. Если произвести аналогичный расчет исходя из предположения о том, что инфляция в 2016 году будет не ниже наблюдаемой в нынешнем году, то окажется, что бюджет 2016 в пересчете на реальную обеспеченность ресурсами одного жителя будет весьма близок к аналогичным показателям бюджета региона в 2000 году – году условного «миллениума». Проще говоря, на свою «долю» в областном «общаке» один житель области сможет получить примерно столько же благ, что и 15 лет назад.

2. Бюджет отныне однолетний

Бюджет на 2016 год впервые утверждается без части прогнозных показателей на три года, хотя прогноз на 2017 и 2018 года, как сообщили нам в областном Минфине, все-равно составляется. При этом методика составления бюджета не меняется. Это связано с тем, что в существующей ситуации делать догосрочные бюджетные прогнозы сложно.

Недавно, в связи со скорым принятием нового бюджета Законодательным собранием области, губернатор заявил о том, что все дополнительные доходы, которые поступят в областной бюджет, будут тратиться на погашение накопившихся долгов области и муниципалитетов. В связи с этим губернатор подчеркнул, что распорядители средств не должны рассчитывать ни на какие деньги кроме тех, которые оказались заложены в проект бюджета изначально.

Как нам удалось выяснить, пока за этой декларацией не стоит никаких документов. После окончательного принятия бюджета традиционно будет разработано постановление «О мерах по реализации Закона Ульяновской области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2016 год», которое в нынешних условиях с учетом высказывания губернатора может оказаться даже более значимым для ресурсополучателей и ресурсораспорядителей, нежели сам бюджет. Не секрет, что и доходные и расходные части бюджета в течение года неоднократно корректируются. По этой причине, в случае ограничения целевого назначения дополнительных доходов, возникнет уникальная для региона ситуация, когда распорядителям средств придется обосновывать не выделение дополнительных средств, а более активно бороться за обоснование соответствующих строчек в проекте регионального бюджета.

3. Индексация зарплат будет ниже, чем планировалось

В проекте бюджета на три года, принятом в прошлом году, коэффициент индексации социальных выплат и пособий на 2016 год был установлен на уровне 1,063 (то есть 6,3%). В принятом бюджете коэффициент индексации оказался ниже — 5,5%, что связано с федеральными указаниями. При этом область установила целевые индикаторы выполнения указов Путина в части доведения до средних по региону для ряда работников на более высоком уровне, чем планировалось изначально — расходы на оплату труда бюджетников хотят увеличить на 7%. Так, в 2016 году среднюю заработную плату работников учреждений культуры планируется довести до 82,4% от средней з/п в регионе, что почти на 10% больше, чем ранее, и сохранить темпы повышения в 2017 году, при этом с динамикой выше, чем заложено в проектах. Объясняется это изменением способа расчета средней заработной платы для целей выполнения указов. В результате этой управленческой инновации расчетная средняя з/п окажется ниже, что формально позволит быстрее выполнять требования указов.

Как нам сообщили в Минфине, по итогам 9 месяцев 2015 года «по педагогическим работникам общеобразовательных школ средняя заработная плата составила 22688 рублей, по педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений – 20299 рублей, по педагогическим работникам образовательных учреждений дополнительного образования – 19581 рубль, по работникам учреждений культуры – 14524 рубля».

При этом в проекте расчет проводился исходя из уровня фонда оплаты труда бюджетников в 2015 году с учетом повышения заработной платы на 7%. Это оказалось связано с тем, что новый способ расчета средней з/п по региону начнет полноценно действовать не ранее апреля 2016 года.

4. На неработающих потратят больше

За период с 2012 по 2016 годы расходы областного бюджета на страхование неработающего населения выросли более чем в 3 раза или на 3,27 миллиарда рублей. Ныне это одна из основных расходных частей областного бюджета. При этом с 2015 года действует достаточно простая система расчета размера бюджетных субсидий, позволяющая точно выяснить сколько в области людей трудоспособного возраста, которые нигде не работают и являются невидимыми для власти (т. е. не числятся среди учетных групп безработных, пенсионеров, инвалидов и так далее). По итогам 9 месяцев 2015 года можно смело сказать, что дополнительные 15,7 миллиона субсидий из областного бюджета будут направлены именно на взносы в фонды для этой группы жителей области. Таким образом, размер субсидий в фонды достигнет рекордной величины в без малого 4,9 миллиарда рублей. На бюджете явным образом отразился тренд последних лет, связанный с выпадением огромной доли населения трудоспособного возраста с «радаров» власти, которые для нее оказываются занятыми непонятно чем.

5. Доходы вырастут за счет акцизов

Запланированная доходная часть бюджета на 2016 год выше, чем планы, которые строились в прошлом году на год нынешний. Прогнозы Минфина говорят о возможном росте доходов на 16,2%. То есть, доходная часть областного бюджета может превысить 30 миллиардов рублей.

Основных источников для бюджетного оптимизма два. Во-первых, прогноз на рост прибыли организаций на 2% (в 2015 году планировался спад на 3%). Во-вторых, внезапно в 2015 году областной бюджет стал получать гораздо больше доходов от акцизных сборов с пива (почти на 50%, что заставляет вспомнить уголовное дело в отношении депутата ЗСО Михаила Родионова, которого обвиняют как раз в уклонении от уплаты акцизов). Планируется, что тренд сохраниться и в следующем году.