В следующем году ЦБ собирается привязать цену ОСАГО к наличию штрафов за нарушение правил дорожного движения у водителя. Это может привести к росту стоимости страховки для некоторых категорий водителей.
Банк России планирует в 2016 году ввести новый коэффициент, который страховые компании будут использовать при расчете стоимости ОСАГО. Его значение будет зависеть от того, привлекался ли водитель к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения или нет. Такое положение содержится в докладе «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ», который в среду, 2 декабря, презентовал ЦБ. Разрабатывать и внедрять новый инструмент будет ЦБ совместно с Минфином и МВД.
Сейчас при расчете стоимости ОСАГО страховые компании используют восемь коэффициентов, на которые умножают базовый тариф. К примеру, цена зависит от возраста и стажа водителя, от мощности автомобиля и от региона, в котором он используется. На стоимость страховки значительно влияет коэффициент бонус-малус, который дает скидку за безаварийную езду (50% за десять лет). Кроме того, страховая компания может в полтора раза увеличить цену ОСАГО, если ранее клиент допустил грубые нарушения правил страхования (например, вождение в состоянии опьянения, сообщение заведомо ложных сведений или бегство с места ДТП).
Введение в ОСАГО повышающих коэффициентов для злостных нарушителей правил дорожного движения может стать действенным экономическим стимулом для улучшения ситуации с аварийностью на российских дорогах, уверен заместитель председателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. Кроме того, такие корректировки позволят сделать ценообразование в ОСАГО более справедливым и индивидуальным, считает он.
Аксянов полагает, что систему корректирующих коэффициентов в ОСАГО нужно вводить поэтапно. «На первом этапе повышающий коэффициент может быть введен для водителей, совершивших серьезное нарушение ПДД, например для тех, кто выехал на встречную полосу или проехал перекресток на запрещающий сигнал светофора. Затем эта практика может быть распространена и на других водителей, систематически нарушающих правила. Также должна быть предусмотрена вилка повышающих коэффициентов в зависимости от тяжести и частоты допущенных водителем нарушений», — говорит он.
Введение таких коэффициентов соответствует мировой практике, указывает Аксянов: «Зачастую водители активно судятся с полицией против признания их нарушителями правил, поскольку знают, что штраф за нарушение будет в разы меньше, чем увеличение стоимости страховки при последующем заключении договора».
Величину базового тарифа и значение коэффициентов определяет Банк России. Сейчас тариф для легкового автомобиля, принадлежащего частному лицу, составляет 3432–4118 руб. За 2014–2015 годы ЦБ дважды повысил тариф по ОСАГО. Осенью 2014 года — на 23–30%. Тогда же изменился лимит выплат за имущественный ущерб по этому виду страхования: со 120 тыс. до 400 тыс. руб. С 12 апреля ЦБ увеличил тариф по ОСАГО в среднем на 40% и ввел тарифный коридор в 20%. Таким образом, страховые компании смогли увеличить тариф на 60%.
Зампред ЦБ Владимир Чистюхин объяснял тогда решение о повышении тарифа несколькими причинами. Во-первых, с 1 апреля 2015 года увеличен лимит выплат по ущербу жизни и здоровью с 160 тыс. до 500 тыс. руб. «С апреля возмещение ущерба по жизни и здоровью будет происходить по новым правилам, из-за чего существенно вырастут размеры выплат пострадавшим в авариях», — говорил он.
Во-вторых, ЦБ пытался нормализовать продажу полисов: ранее некоторые страховые компании, чтобы не торговать себе в убыток, перевели свои офисы в отдаленные деревни. «Нам важно, чтобы полис можно было купить рядом с домом, а не за 200 км», — добавил Чистюхин.
Также с 1 апреля 2015 года ЦБ изменил некоторые региональные коэффициенты. Регулятор повысил их для Адыгеи, Мурманской, Амурской, Воронежской, Ульяновской, Курганской, Челябинской областей, Чувашии и Республики Марий Эл, а также для Камчатского края и Мордовии. В двух последних территориальные коэффициенты выросли сильнее всего — на 25%. Для десяти регионов и Байконура они были снижены, например в Магаданской области на 41%.
До этого времени тариф по ОСАГО не менялся в течение десяти лет, с момента появления этого вида страхования
Relict
Неправильно это все.
Есть еще понятие как непреднамеренное нарушение. Но оно также будет считаться нарушением, с электронной системой не поспоришь. И это нарушение может попасть под риск злостного понятия, что соответственно будет влиять на коэффициент при расчете ОСАГО.
Любое нарушение ПДД влечет наказание водителя в финансовом плане. А вот тут можно применить понятие злостного неплательщика за такие нарушения, если водитель долгое время не оплачивает штрафы. Для таких еще как то можно применить коэффициент расчета стоимости.
Но опять же непонятен срок действия этого коэффициента: если КБМ рассчитывают исходя из общего периода вождения (годами), то в данном случае коэффициент будет применяться за прошедший год или за все время вождения? Это существенный фактор.
Не знаю таких водителей, которые ни разу не попадали на нарушение. Все так или иначе платили государству штрафы. Тогда следуя этой логике абсолютно всех коснется изменение ОСАГО в большую сторону.
Ну и уж тем более никак изменение стоимости ОСАГО не может повлиять на аварийность на дороге.
Люди на самом деле уйдут в тень и перестанут приобретать полис. Штраф за отсутствие полиса дешевле в любом случае.
А вот схем подстав на дороге под аварийность с каждым годом растет. Вот над этой темой страховщикам и государству надо бы задуматься в первую очередь.
Алекс
А кто сейчас страхует по базовой ставке 3432? Последним Росгосстрах еще летом перешел на 4118 после отзыва лицензии, проверяйте информацию перед публикацией!
Аноним
СОвсем ох*ели черти
Корсиканец
Я вообще больше не страхую машину. Здравствуйте 90-е!