Троллейбус «без проводов» в городе будет единственным, а возможный его маршрут через волжский мост исключительно тестовым. Пока нет даже понимания того, сможет ли троллейбус, доехавший до ЦУМа, вернуться обратно самостоятельно. Оснащение новых троллейбусов системой автономного хода отложено.

троллейбус3

Разнообразные заявления о возможном запуске «автономного» троллейбуса начались более года назад. Прогнозы и планы постоянно корректировались, а с возможной сферой применения инновационных троллейбусов город не определился до сих пор. При этом последняя новость в истории, связанная с закупкой трех троллейбусов с возможностью установки системы автономного хода, уже успела трансформироваться в информацию о том, что город массово закупает троллейбусы с автономным ходом. Что происходит в реальности?

Летом этого года МУП «Ульяновскэлектротранс» объявил конкурс на поставку системы автономного хода для единственного в городе троллейбуса МТРЗ-6223. На конкурс заявился единственный участник — ОАО «Сибэлтранссервис», но аукционная комиссия не допустила его к участию по формальным основаниям — в своей заявке ОАО не указало требования к отгрузке и упаковке товара.

В результате конкурс был объявлен заново, и в середине сентября был определен победитель. Им ожидаемо стал «ЧелябТрансСервис» (ЧТС). В своих рекламных материалах ЧТС указывает, что является практически единственным российским разработчиком систем автономного хода для модернизации троллейбусов. Именно этой компании и достались средства городского бюджета Ульяновска в размере 5,7 миллиона рублей.

Как сообщил нам наш источник в «Ульяновскэлектротрансе», контракт изначально не предусматривал монтаж системы — этой работой МУП планировал заняться самостоятельно. Декларируемая цель — запустить единственный троллейбус с автономным ходом в тестовую эксплуатацию, а также проработать монтаж системы.

Город планирует потратить более 30 миллионов рублей на закупку трех троллейбусов, но вовсе не с автономным ходом, а лишь с возможностью оснащения аккумуляторами.

Именно про этот троллейбус и начались разговоры тогда, когда стали понятны сроки окончания модернизации. Наш собеседник в этой связи отметил, что никакого окончательного решения относительно того, где и по какому маршруту запускать «автономку», до последнего времени принято так и не было.

Вопрос «решился сверху» – на днях о закупке троллейбусов, которые «могут работать без контакта с электрическими линиями, что обеспечит беспрепятственное движение из Заволжского района в центр города», заявил губернатор Ульяновской области на фоне объявления планов по разработке программы транспортного обслуживания до 2020 года. Поводом для этого высказывания послужил аукцион на закупку трех новых троллейбусов, объявленный 13 ноября.

троллейбус

Согласно конкурсной документации, город планирует потратить более 30 миллионов рублей на закупку трех троллейбусов, но вовсе не с автономным ходом, а лишь с возможностью оснащения аккумуляторами. По словам активистов движения «Ульяновцы за трамвай», подобная формулировка вызвала непонимание среди возможных поставщиков. «Троллейбус может быть либо оснащен системой автономного хода, либо не оснащен, третьего не дано» – заявил нам один из лидеров движения Андрей Елисеев.

Оснащение троллейбуса системой автономного хода оказывается в 10 раз дешевле, чем строительство контактной сети.

При этом в самой возможности и перспективности автономного движения троллейбусов никто из наших собеседников не сомневается, тем более, что в целом ряде городов России уже активно действуют маршруты, часть которых троллейбусы проезжают на аккумуляторах. Согласно расчетам ЧТЗ, оснащение троллейбуса системой автономного хода оказывается в 10 раз дешевле, чем строительство контактной сети.

В качестве примера ближайшего города, где действует подобный маршрут, господин Елисеев приводит Тольятти. Интересно, что соответствующий маршрут в соседнем городе включает в себя горку, которую троллейбус проходит как раз на аккумуляторах. По словам нашего собеседника, этот факт позволяет надеяться на то, что с учетом системы рекуперации (возврата энергии в аккумуляторы при торможении) «автономный» троллейбус теоретически сможет преодолевать на аккумуляторах участок «Нижняя Терасса — ЦУМ». Правда, уже на пределе задекларированных возможностей. Согласно техническому заданию, система автономного хода должна обеспечивать не менее 25 километров движения без контактной сети. Технические параметры системы, поставляемой ЧТЗ, близки — 26 километров. Длина возможного участка безконтактного движения по обозначенному маршруту — около 16 километров. Но сравнивать эти цифры не корректно. «Это не вопрос простой арифметики. Длина автономного пробега зависит много от чего. На морозе емкость аккумуляторов может оказаться ниже, расход энергии на преодоление подъемов тоже никто не учитывал» – отметили в разговоре с нами специалисты из УлГТУ.

троллейбус2

Именно в этой связи и приобретает важность тестовая эксплуатация единственного «автономного» троллейбуса на указанном участке маршрута. «МУП перестраховался по этой причине, не рискуя сразу закупать автономные троллейбусы» – отметил наш источник на предприятии. Фактически, речь идет о том, что до момента завершения тестовой эксплуатации вообще неизвестно, сможет ли «автономный» троллейбус без проблем доезжать с Нижней до ЦУМа или речпорта и обратно. При этом другие варианты использования «автономок» ныне вовсе не рассматриваются — «маршрут с их участием должен быть через мост». Получается, что сложилась ситуация «троллейбусы сегодня, а системы автономного хода к ним завтра, после испытаний». Да и то, только в случае их успешного завершения.

Фото – буклет поставщика системы автономного хода.