«- …Николай Петрович! Кому этот памятник? – Э…писателю одному. Позвольте, как его фамилия-то?..На К начинается. Ах, батюшки!.. – …А скажите, пожалуйста, в каком он странном костюме! Точно женщина…и с косой. – Это не сам он. – Кто же, жена, что ли? – Не знаю, право, кто! Я думаю, не больше, как фантазия мастера, который делал. – Отчего же не поставили? – Нельзя было. – Отчего? – допытывается барыня.- Потому что… мужчина… что хорошего?.. Нет, знаете, этой грации, нежности…». «- Ишь ты. Почитай, весь город сгорел, а баба цела. – Што ей зделается! Всю жизть должна каяться. Потому и не гибнет. Божье произволенье…- Рай много народу померло от нее? – Столь народу извела, что и…и…и…». Это лишь пара диалогов из очерка писателя Василия Андреева-Бурлака «На городской площади». Речь здесь идет о памятнике Николаю Карамзину, который, судя по очерку, в городе понимали не все, называя его то Кармазиной, то Крамазиной.

DSCN0448

В этом году исполнилось 170 лет со дня открытия в Симбирске памятника уроженцу Симбирской губернии, историографу, писателю, поэту, журналисту и переводчику Николаю Михайловичу Карамзину (1766–1826). Памятник создавался по инициативе симбирских дворян на пожертвования, которые собирались по объявленной императором Николаем I всероссийской подписке, и был торжественно открыт 23 августа (по ст. стилю) 1845 года. К этой дате Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» при участии Архитектурной мастерской «Симбирскпроект», Дворца книги и Государственного архива Ульяновской области подготовил выставку «Памятник Н.М. Карамзину в Симбирске», приурочив её к 250-летию со дня рождения историографа.

DSCN0437

DSCN0436

DSCN0430Ее автор и создатель – заведующая научно-исследовательским отделом Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Елена Беспалова, которая использовала материалы своих последних исследований по данной теме, чтобы наглядно представить современным жителям Ульяновска и области историю сооружения памятника историографу Н.М. Карамзину. Экспозиция – результат двухлетних исследований в центральных архивах в Москве и Санкт-Петербурге. Копии архивных документов и стали основой экспозиции.

«Уникальность данной выставки состоит в том, что весь комплекс документов никогда и нигде в полном объёме не был представлен перед широким кругом музейных посетителей, – отмечают в Музее-заповеднике. – Можно с полной уверенностью сказать, что впервые делопроизводственные документы, касающиеся сооружения памятника Н.М. Карамзину в Симбирске, возвращаются в Ульяновск».

По словам Елены Беспаловой, один из стендов выставки она все же посвятила теме родины Карамзина, так как недавно в Оренбурге была снова поднят вопрос о настоящей родине писателя, на которую претендует этот город.

В частности, то, что родиной Карамзина является Симбирска, по мнению Беспаловой, доказывают два обнаруженных документа. Это автобиография Карамзина 1805 года и записка Карамзина, которую он готовил для Александра I – тот собирался посетить несколько городов, в том числе Симбирск. Так вот Карамзин рассказывает о городах на пути следования, а два разворота посвящены Симбирску. В записке Карамзин отмечает: «Там я родился, там я провел детские годы».

проект

Проект предполагал комплекс зданий, включающий библиотеку, в котором предлагалось разместить бюст писателя, и пансион для детей беднейших родителей сирот. 1833 год

DSCN0453

DSCN0438

Памятник писателю в Симбирске создавался усилиями шести губернаторов – с 1833 по 1845 годы. Его историю можно почитать здесь. На открытии выставки же больше говорили о восприятии памятника самим симбирянами и гостями города. Памятник необычный, и в народе шли разные толки о том, кому он поставлен. Писатель Василий Андреев-Бурлак в своем очерке сделал несколько интересных зарисовок (Публикуем с сокращениями. Книга: Трофимов Жорес Александрович. В.Н. Андреев-Бурлак: память и наследие, 1995 г.).

«На городской площади» (Посвящаю жителям города Приволжска)

На лучшей площади города Приволжска, как пленница, за решеткой, охраняемая четырьмя фонарями, стоит, на гранитном пьедестале, фигура богини Клио. Каким образом попала она на этот, до сих пор еще дикий берег Волги? Она, гречанка, в своей легкой тунике, в эту зимнюю сторону? Полунагая, в этот строго-нравственный город? Клио! Оглянись! Где ты? Чем окружена? Где ты нашла портики, колоннады, ниши с обнаженными статуями? Есть ли тут хоть что-нибудь греческое? Ионические, дорические ордера чужды этому городу. Здесь у нас есть свой, родной, целомудренно-казарменный стиль.

Теперь ты почернела от времени, позеленела от сырости. Твои прекрасные волосы, туника и даже лицо носят на себе отпечаток нецеремонного обращения приволжских пернатых.

Может быть, со временем …счастливое будет время. Тогда, наверное, все узнают, в ознаменование чего ты тут поставлена; а теперь…

– Эй! Паштенный! – чей-то голос прервал мои мечты.
Я поднял голову. На лестнице, приставленной к фонарю, стоял солдат. Он чистил стекла в фонаре.
– На что на решетку становишься? Не приказано.
Я снял ногу…

– …Не знаешь ли милый! Зачем она тут поставлена? – спросил я.
– Нешто вы нездешний?
– Нет, приезжий.
– Для чего? Известно для чего! Для пожарной команды.
– Как для пожарной команды?!
– Как? Так и для пожарной, Кармазиной прозывается.
– Кармазина?
– Кармазина. Чтоб, значит, круг нее скакать. Губернатор тоже бывает? Многие одобряют.
– Зачем же скакать?
– Как зачем? Известно, как теперича тревога хвальшивая бывает временем. Ну, сичас брамбестер командовать. Значит, ехать к Кармазиной.
…- А это кто? – спрашиваю я, показывая на маленький бюст, стоящий в нише, сделанной в гранитном пьедестале.
– Это, слышь, любовник.
– Кармазиной-то?
– Ее. Хорошенько-то не знаю. Я дальний, страханский.
Солдат ушел.
Вот идет какой-то господин с дамой.
– …Николай Петрович! Кому этот памятник?
– Э…писателю одному. Позвольте, как его фамилия-то?..На К начинается. Ах, батюшки!..
– …А скажите, пожалуйста, в каком он странном костюме! Точно женщина…и с косой.
– Это не сам он.
– Кто же, жена, что ли?
– Не знаю, право, кто! Я думаю, не больше, как фантазия мастера, который делал.
– Отчего же не поставили?
– Нельзя было.
– Отчего? – допытывается барыня.
– Потому что…мужчина…что хорошего?.. Нет, знаете, этой грации, нежности… Да и цели-то никакой нет. Женщина – лучше. Вот за границей, Бавария, тоже женщина…

И, увидя подходивших мужиков, они удалились. Мужики, приблизившись к решетке, были, видимо, в нерешительности: перекреститься или нет; но все-таки не перекрестились. Они уселись на приступках. В это время к памятнику подошли еще двое мастеровых.
– Ишь ты. Почитай, весь город сгорел, а баба цела.
– Што ей зделается! Всю жизть должна каяться. Потому и не гибнет. Божье произволенье…
…- Рай много народу померло от нее?
– Столь народу извела, что и…и…и…
– Чем она изводила? Корнями что ли?
– Чем же?
– А вот вишь-ты! Идет теперичи водку выпил. Хорошо. Как ты сичас захмелеешь, она и начнет, значит, перед тобой изворачиваться и всячески, примерно, тибя тревожить.
– А не трогать?
– Ну. Как растревожит, знашь, человек ровно тряпка, али мочона подошва сделается, ну хорошо, и начнет таять. И тает, и тает…а она сичас ножиком горло-то – чи-и-к…кровь-то и вылокат.
– Окаянная.
Они замолчали и перешли на другую сторону памятника.
– А вот сам пальциместер.
– Где?
– Вот в конурке-то.
Он указал на бюст в нише.
– Не похож.
– Да рай нонишний. Эфто преждний. Как знаш она сгубила народу тысячи две – услыхал пальциместер. – Кто такой? – Спрашиват. Ему сичас буточник докладыват. – В чьем фартале?
– В моем, ваше высокоблагородие, ладу нет, уж я, говорит, всячески ублажал.
– Все губит? – Все губит, ваше высокоблагородие. Как зовут? – спрашиват. – Крамазина. – Крамазина? – Крамазина, ваше высокоблагородие. – Крамазина, хорошо. Опосля этого узял он ее сам ловить.

Можно было бы посмеяться над такими зарисовками, однако, по словам, доктора филологических наук, профессора кафедры литературы УлГПУ Любови Савченко, многие современники имеют такое же представление о памятнике, даже студенты не знают о нем практически ничего.

Как рассказала директор Музея-заповедника «Родина Ленина» Ирина Котова, эта передвижная выставка позволит рассказать о памятнике учащимся, так как будет экспонироваться в различных в учебных заведениях и других учреждениях культуры.

Начиная проектов, принадлежащих скульптору С.И. Гальбергу, посетитель сможет увидеть разнообразные изображения памятника на старых открытках, современных произведениях живописи и графики, в том числе на художественных фотографиях. Также на выставке можно увидеть, кроме архивных документов, портреты царственных особ, деятелей российской истории и культуры, симбирян, изображённых на гравюрах, портретах и рисунках первой половины XIX века.

DSCN0449

DSCN0445

DSCN0447

DSCN0448

Адрес: улица Спасская, д.18, тел.: (8422) 44-30-19

Юлия Узрютова