В Ульяновском детском доме «Гнездышко» недавно прошла встреча в рамках так называемой «школы приемных родителей». Учеба в этой школе – обязательное условие для тех, кто решился, быть может, на самый важный поступок в своей жизни – взять ребенка из детдома в семью.

Наш корреспондент пообщался с будущими приемными родителями и принял участие в своеобразном психологическом тренинге, который провели для участников встречи сотрудники «Гнездышка».

Обучили уже 170 родителей
– Школа у нас работает второй год. Будущих родителей обучают юристы, медики, педагоги и психологи. Сегодня я собираюсь рассказать им о юридических тонкостях, связанных с различными формами семейного устройства – опекой, приемной семьей и усыновлением, – поясняет юрисконсульт упомянутого детдома Алина Гайнутдинова.
По ее словам, почти за два года работы школы на базе «Гнездышка» обучились 170 человек. Из них около 40 процентов уже взяли в свою семью детей.
– У каждого свои причины для того, чтобы прийти сюда. Мы с мужем задумались о приемном ребенке примерно год назад. Были уже на нескольких занятиях школы – узнали много нового. К примеру, мы и не думали о том, что практически каждый ребенок проходит сложный период адаптации в первый год жизни в приемной семье. Теперь мы к этому готовы, – говорит одна из будущих приемных мамочек Ирина, жительница Ульяновска.

к ст. Кандидаты в приемные семьи2.jpg
Участники школы приемных родителей вместе обсуждают различные проблемы, учатся общаться и глубже понимать детскую психологию. Многие занятия проходят в непринужденной обстановке чаепития и специальных игр

«Медовый месяц» в семейных отношениях
Подробнее о трудностях адаптации рассказала замдиректора «Гнездышка» Наталья Фоминых.
– Первое время пребывания в приемной семье можно назвать «медовым месяцем». И взрослые, и ребенок приглядываются друг к другу, пришедший в новую семью усваивает какие-то поведенческие стереотипы и традиции – вплоть до того, куда принято класть зубную щетку и на какой стул. садиться во время завтрака. Затем наступает другой этап: ребенок начинает пробовать «уровни самостоятельности», что позволено и что нет, одним словом – проявлять себя как личность. Вот в это время и возникают конфликты. Правильное преодоление данного этапа – залог будущих нормальных взаимоотношений в семье, – комментирует заместитель директора.
Она призвала будущих родителей ни в коем случае не бояться задавать вопросы специалистам и смело обращаться за помощью и консультацией к специалистам детдома.
В свою очередь председатель областной Ассоциации приемных семей Мария Писарева рекомендовала участникам школы присоединиться к их организации.
– Сейчас в нашей Ассоциации более тысячи семей, проживающих в регионе. Все они прошли практически через те же ситуации и проблемы, что и предстоит вам. Вместе легче отогревать детские сердца, так что, если нужны совет и помощь, мы всегда готовы ее оказать.
Председатель также назвала свои контакты, в частности, напомнила о недавно созданном сайте Ассоциации – http://deti73.ru.

Преодоление «ярлыков»
Далее перед будущими родителями выступила консультант областной комиссии по делам несовершеннолетних Юлия Ковтун. Она рассказала собравшимся о деятельности комиссии – в том числе о работе органов опеки. Участников школы интересовало в основном то, как будут контролировать и проверять их семьи органы опеки.
– Ни у кого из нас нет задачи лишний раз «придираться» к приемным семьям или по малейшему поводу угрожать им изъятием детей. Однако проверка и контроль со стороны органов опеки необходимы – особенно в первый год после того, как ребенка взяли в семью, – отмечает Ковтун.
Встреча завершилась интересной психологической игрой-тренингом. Ее суть в следующем: над головой будущих родителей, сидящих на стульях, помощники держали таблички с надписями – например, «Приказывайте мне!» или «Вы все – мои должники!». Сам сидящий этой надписи не видел, а окружающие общались с ним в соответствии с упомянутыми «установками».
– Игра вроде бы простая, но она ярко демонстрирует, что отношение людей может быть обусловлено некими «ярлыками» и ложными представлениями. Иногда то же самое происходит и в период адаптации ребенка в приемной семье. Нужно сделать все, чтобы переломить предыдущий негативный опыт ребенка и его потребность общаться с помощью подобных «ярлыков», – заключает замдиректора «Гнездышка» Наталья Фоминых.
Евгений Нувитов