В среду Ульяновск посетил секретарь генсовета партии «Единая Россия» Сергей Неверов. Его визит должен был расставить все точки над «ё» во внутрипартийном и внутриэлитном конфликте, связанным с «опалой Беспаловой». Напомним, сначала по воле реготделения «ЕР» Марине Павловне пришлось сложить полномочия главы города в пользу Сергея Панчина, затем она и вовсе была исключена из партии. Причем последнее событие произошло сразу же после того, как федеральное руководство единороссов назначило экс-градоначальницу координатором региональной общественной приемной.

bmp

Анонсируя поездку, Неверов пояснил журналистам газеты «Известия», что едет по поручению председателя партии Дмитрия Медведева с целью разобраться в ситуации и выслушать доводы всех сторон. Разбор политических полетов занял целый день, и Неверов встретился с прессой уже вечером. Компанию ему составил секретарь реготделения «ЕР» Виктор Корнев, очевидно, пребывавший не в самом добром настроении.

Отсутствующая логика

Вопреки ожиданиям сторонников Марины Беспаловой и противников Сергея Морозова, Неверов совсем не собирался устраивать какой-либо разнос. Но жесткий наст под мягкой подстилкой был заметен невооруженным взглядом с первых минут. Официальный итоги визита таковы: 1) партийная конфликтная комиссия в ближайшее время рассмотрит жалобу Беспаловой и отреагирует на нее; 2) ситуация в ульяновском реготделении будет вынесена на обсуждение на президиуме генерального совета с участием Корнева и Беспаловой. При этом московский гость не исключил, что эта дискуссия может закончиться «определенным порицанием» местных партийных структур. Вообще Неверов был подчеркнуто дружелюбен и миролюбив, осторожен в формулировках и явно стремился не нанести ущерба реноме сидящего рядом коллеги. Выдворение главной героини истории из партийных рядов Сергей Иванович назвал шагом излишне эмоциональным, а также отметил абсолютную его нелогичность.

Выдворение главной героини истории из партийных рядов Сергей Иванович назвал шагом излишне эмоциональным, а также отметил абсолютную его нелогичность.

– Человек 12 лет занимается политической деятельностью, и всегда о нем говорили только хорошее. Единогласно проголосовали за ее кандидатуру на пост мэра четыре года назад, отзывы были только хвалебные. В 2013-ом году она была одним из лидеров партийного списка на выборах в ЗСО, и тогда партию в Ульяновске поддержали 37 процентов горожан, тогда как в 2011-ом – только 28. Четыре раза Марина Павловна избиралась по одномандатному округу, причем на последних выборах показала один из лучших результатов в городе. До этого ее кандидатура на июньской партконференции была единогласно, опять же, одобрена. Десять лет Беспалова руководила Советом муниципальных образований. И когда внезапно, без внятных оснований, она исключается из партии, это не может не вызывать вопросов.

Неверов заострил внимание на том, что одним из оснований для исключения стали претензии одного из оппонентов (речь идет о жалобе на нечестное ведение предвыборной кампании Беспаловой на одномандатном округе от конкурента-коммуниста) и выразил свой скепсис по этому поводу.

Эмоциональное решение

А вот по вопросу выборов нового главы города партсекретарь высказался совсем не в пользу опальной политикессы. Он признал право регионалов самим решать этот вопрос, согласился с тем, что ротация кадров – это нормально, а также сообщил, что Беспалова получила партийное взыскание за неисполнение решения партии и выдвижение своей кандидатуры на голосование среди новоизбранных депутатов гордумы. Более того, отвечая на вопрос об утверждениях Марины Павловны о том, что ее мэрство якобы согласовано с «Москвой», Сергей Иванович дал понять, что подобное невозможно в принципе. Ведь центральное руководство, по его словам, следит лишь за корректностью процесса и соответствием его партийному уставу, но никого не согласовывает и не рекомендует. Упреждая вопросы об особом отношении к Беспаловой, Неверов сказал, что до этого дня виделся с ней мельком всего два раза: в 2013-ом году и в текущем, во время выборов, так что ни о какой протекции не может быть и речи.

Ни о какой протекции не может быть и речи.

– Мы просто не имеем права разбрасываться такими опытными и успешными людьми, – резюмировал он, – поэтому решили, что потенциал Марины Павловны может быть полезен на другом фронте работы. Так состоялось ее назначение на должность руководителя общественной приемной. Но это, к сожалению, встретило определенное неприятие со стороны других партийцев, которые, по моему мнению, поступили излишне эмоционально и поспешно.

Концентрация Корнева

Причины столь экспрессивных действий ульяновских единороссов пояснил Виктор Корнев:

– Да, пожалуй, это было слишком эмоционально. Но ведь эмоции – это концентрация нашего отношения! Ведь мы просто хотели, чтобы Марина Павловна прояснила нам свое поведение и ответила на вопросы товарищей. А она отказалась. Мы посчитали это неуважением к партии и исключили ее.

Своей репликой Виктор Васильевич махом разрушил всю благостность мероприятия – внутрипартийная дискуссия продолжилась с новой силой на глазах у журналистов. Неверов, уставший, по всей видимости, выслушивать подобные аргументы и отвергать их, не выдержал и тут же парировал, заметно повысив тон:

Я спрашиваю: вы тогда ошибались? Да, говорят, ошибались.

– Мне кажется это достаточно странным, когда человека приглашают и спрашивают: «Тебя там назначили, да? А почему ты не отказалась? Ты зачем ездила в Москву и просила эту должность?». Да не просила она! И это, повторюсь, после того, как все прошлые годы ее работа встречала исключительное одобрение коллег. Я сегодня зачитывал им их же слова, которые они говорили в момент избрания Беспаловой мэром – Игорь Буланов например, говорил о ней как о политике федерального уровня, настоящем профессионале, которого партийцы никогда не предадут и будут всегда поддерживать. Кстати, единственный человек, который, скажем так, не был однозначно «за» – это Василий Гвоздев. Он тогда призывал еще поконсультироваться, спросить мнение общественности. Но нет, все единогласно проголосовали! Я спрашиваю: вы тогда ошибались? Да, говорят, ошибались. И что, четыре года ждали, чтоб исправить эту ошибку? Тогда в 2013-ом почему опять же единогласно включили ее в лидеры списка на выборах в ЗСО? Они говорят, что тогда она провалила кампанию. Хорошо, допустим. Тогда в 2015-ом зачем вы утверждаете ее кандидатуру по одномандатному округу? 211 голосов «за», 0 – «против». С 2011-го года все перерыл – ни одного слова критики. И вдруг – гром и молнии, все единогласно «против». Простите, коллеги, но так нельзя!

Шок Беспаловой

Неверов также намекнул, что причиной недисциплинированности Беспаловой стали сами местные партийные бонзы, которые за день до голосования сообщили ей, что она будет выдвинута от партии на пост главы города.

Некоторые говорят, что это в Москве ее ввели в заблуждение. Да это вы сами ввели ее в заблуждение!

– Естественно, когда секретарь реготделения тебе говорит, что партия тебя поддержит, а потом все происходит с точностью до наоборот, человек оказывается в шоке. Некоторые говорят, что это в Москве ее ввели в заблуждение. Да это вы сами ввели ее в заблуждение!

Выговорившись, Неверов попытался закончить пресс-конференцию словами о том, что партия мудра и обязательно скорректирует неосторожные действия своих членов:

– Как сказано у классиков, человек ошибаться может, а партия нет!

Но не тут то было! Виктор Корнев вновь не прочувствовал настроение федерального руководства и продолжил гнуть свое: раз партия не может ошибаться, то единогласное решение ульяновского политсовета об исключении не может быть неправильным. Чем, естественно, снова «завел» Неверова – Сергей Иванович указал младшему коллеге на то, что назначение руководителя общественной приемной находится не в их компетенции. И уж если регионалы оспаривают решение федерального руководства, то пусть хотя бы дождутся ответа, а не в спешке занимаются самодеятельностью.

Человек ошибаться может, а партия нет!

– Приняли эмоциональное решение? Так отмените! – отчеканил партсекретарь, – Не можете отменить? Отменит комиссия. Только предупреждаю, что не в наших правилах такие ходы налево-направо. За такие решения нужно отвечать!

Концентрация Корнева – 2

Но даже эта отповедь оказалась бессильна перед желанием Корнева оставить последнее слово за собой. Смысл следующего высказывания был таков: Сергей Иванович напрасно считает, что все это время партийцы одобряли Беспалову – в том же 2013-ом на выборах они обнаружили в ее подходе к выборам пробелы, и показанный тогда результат ульяновские единороссы вовсе не считают успехом. Неверов парировал цитатой из выступления самого Корнева по итогам выборов: «Отобраны лучшие кандидаты, одержана честная победа, победили сильнейшие, победили достойные!». Эти слова, по мнению федерального партруководителя, в полной мере относятся и к Беспаловой. А если были тогда к ней претензии, то нужно было их озвучить.

Губернатор, особенно губернатор-единоросс – ключевая фигура в регионе, проводник политики Путина: к нему прислушиваются, с ним советуются, его поддерживают, оставаясь при этом самостоятельной политической силой, которой никто не может манипулировать.

– А когда таким образом поступают с человеком, то это называется «ТРАВЛЯ»! – отрезал он, заметно сердясь.

Но и это не стало финальной нотой – на помощь товарищу пришла Алсу Балакишиева. Она долгое время о чем-то шепталась с женщиной средних лет, по виду похожей на активистку первичной ячейки из симбирской глубинки, а потом буквально вытолкнула ее навстречу Неверову из среды журналистов. Посланница Алсу Харисовны под причитания: «Сергей Иванович, а нам теперь как-же быть?» попыталась вручить спикеру некую папку оранжевого цвета – то ли с компроматом, то ли с описанием какой-то проблемы, которая ни в коем случае не решится, если Беспалова останется в приемной и в партии. Но после вмешательства пресс-службы и возмущения журналистов, не успевающих задать вопросы, попытка №3 была предотвращена.

Печаль Неверова

Генеральный секретарь также прокомментировал предположение о том, что за тотальным «одобрямсом» реготделения по любым вопросам стоит губернатор Морозов, использующий партию как свою марионетку: этого не может быть, потому что не может быть никогда. По его мнению, губернатор, особенно губернатор-единоросс – ключевая фигура в регионе, проводник политики Путина: к нему прислушиваются, с ним советуются, его поддерживают, он остается при этом самостоятельной политической силой, которой никто не может манипулировать.

И все же кто добивается – тот добьется: крайнее слово оставил-таки за собой Виктор Корнев. Отвечая на вопрос, будет ли Беспалова восстановлена в партии, он сказал, что это произойдет, если бывшая глава города извинится. Но за что? “Так я только что же все вам объяснил!”, – это высказывание стало точкой пресс-конференции. Неверов же печально и устало посмотрел на товарища и промолчал.

Евгений Марков