Останки православных храмов, затопленных водами Куйбышевского водохранилища, искали ульяновские ученые и ныряльщики из Татарстана в прошлом году. В 1955-1957 годы, когда огромный участок Волги разливался в Куйбышевское водохранилище, вода поглотила 20 церквей и соборов.

16_Погружение_в_марте_2014

С лица земли только на территории Ульяновской области исчезло частично или полностью более 85 населенных пунктов. Сейчас наши гости восхищаются величием реки, знаменитой на всю Россию, а 60 лет назад строительство Жигулевской ГЭС обернулось трагедией – экологической, культурной и человеческой. Об этом и о результатах подводных поисков «НГ» рассказал доктор исторических наук, профессор кафедры культурологии и музееведения УлГПУ, замдиректора НИИ истории и культуры Ульяновской области Евгений Бурдин.

Историк Бурдин исследованию затопленной части Ульяновской области посвятил около 20 лет. В 2005 году издал книгу «Волжская Атлантида: трагедия великой реки», которая в 2006 году заняла в Москве первое место на конкурсе региональных краеведческих работ «Малая Родина». Этой теме посвящены и кандидатская, и докторская диссертации – в последней Бурдин описал ситуацию всего волжского каскада ГЭС. Узнав о проекте «Святыни Татарстана», который проводили ученые из соседней республики, Бурдин при поддержке ульяновского отделения Русского географического общества и субсидий из бюджета решил осуществить похожее исследование у нас. Сначала ученые отправились изучать тему в архивах, библиотеках и музеях. Неоценимую помощь оказали краеведы и старожилы Старомайнского, Чердаклинского, Сенгилеевского и других районов. Завершив работу с документами, максимально уточнив местоположение кирпичных церквей – их было всего девять из двадцати затопленных – и пригласив опытных ныряльщиков-аквалангистов из Татарстана, исследователи поехали в Старомайнский район.
Под водой, песком и илом
Краеведы-любители обожают приукрашивать и фантазировать. И в последние годы довольно часто приходится слышать о скрытых водой храмах с крестами и колокольнями, сундуках с золотом и прочих артефактах. Соратники Бурдина знали, что не обнаружат ничего подобного на чудесный Китеж-град, популярную в прошлом русскую легенду. Среди песка, ила и ракушечника аквалангисты искали останки фундаментов. Первое погружение они совершили в марте 2014 года. Работали в холод и метель. Толщина льда составляла 80 сантиметров: взяли бензобур и начали прорубать майны. На каждую ушло по три часа. Зато вода были чистая, почти прозрачная. Но из двух фундаментов нашли только один. А в августе, в теплые дни и при полном штиле прошли погружения в трех районах – Чердаклинском, Мелекесском и Сенгилеевском. Нашли еще три фундамента.
В пяти километрах к северу от санатория «Чайка», недалеко от села Архангельское Чердаклинского района ушло под воду православное мордовское село Ботьма, в котором стояла Никольская церковь. Ее фундамент сохранился лучше всех найденных, видимо, потому, что церковь построили позже других – в 1907 году. Но и его найти нелегко: он выступает над илом всего на 20-30 сантиметров. Ни сундуков, ни икон – только раки да осколки керамической посуды, вот и весь клад. Ушел под воду один из самых значимых храмов региона – Покровский собор в Сенгилее. Память о нем увековечат часовней, которую поставят на волжском берегу неподалеку от места, где стоял собор, в апреле 2016 года. В первой половине 2016 года по результатам документальных исследований и подводных экспедиций будет издан фотоальбом «Затопленные святыни Симбирского-Ульяновского края».
Изгнали из рая
Беседуя со старожилами, ученые узнали, что под воду ушел земной рай, и затопление поймы обернулось настоящей трагедией.
– 20 православных храмов, скрытых водой, – это много, – рассказал Бурдин. – Первый их них был построен в селе Белый Яр в 1653 году – по сути дела, это время начала колонизации нашего края. Меня всегда интересовала судьба не только культовых объектов, но и других памятников истории и культуры. Например, в селе Архангельское за оградой Михайло-Архангельского храма, тоже затопленного, на протяжении трехсот лет лежала золотоордынская надгробная плита 1316 года. Сейчас редко где встретишь такое проявление веротерпимости и уважения к чужой культуре, ведь эту плиту не разбили, не выбросили, не закопали. Она была на месте даже в XX веке – в начале столетия местные краеведы ее описали и зарисовали.
Под водой исчезла уникальная Волжско-Камская пойма. Еще живы те, кто помнит времена до создания водохранилища, они говорят, что людей заставили уйти из земного рая. Воду они пили прямо из Волги – не кипятили. Рыба водилась всякая, Волга славилась косяками стерляди, которую, говорят, ловили чуть ли не руками. За дичью не ходили, она прилетала под окна домов: выставляй ружье и стреляй. Пашни в заливных лугах приносили богатейшие урожаи. Не мудрено, что люди оплакивали буквально каждую кочку.
– Старожилы рассказывают, что они были удручены и растеряны, – рассказывает Бурдин. – В послевоенное время, когда почти не было ни транспорта, ни сильных здоровых мужчин, покидать обжитые места казалось немыслимым делом. Случалось, люди умирали из-за переживаний. Например, уроженец Тургенева Чердаклинского района, писатель Николай Романов рассказывал, что одна бабушка из этого села надолго закрылась в доме. Когда перед самым затоплением людей стали переселять уже насильно, то к тому времени она сошла с ума и вскоре умерла. Молодежь еще можно было увлечь идеями коммунизма и светлым будущим, а люди старшего поколения не все смогли пережить расставание с земным раем.