9 декабря в УлГПУ состоялось уникальное для Ульяновска событие – первый региональный съезд краеведов. В мероприятии приняли участие несколько сотен человек – ученые, педагоги, библиотекари и просто неравнодушные горожане. В роли организаторов выступили Правительство Ульяновской области, региональное Министерство образования и науки, НИИ истории и культуры имени Н.М. Карамзина, пед-университет и другие государственные и общественные организации.

Программа съезда включала в себя несколько секций, посвященных истории конкретных населенных пунктов, новым учебникам краеведения, путешествиям и другим. Наш корреспондент присоединился к «круглому столу», связанному с фольклорным и литературным краеведением. Его модераторы – доценты УлГПУ Михаил Матлин и Александр Рассадин – предложили собравшимся поразмышлять над несколькими актуальными проблемами.

– Прежде всего, нас интересует выявление на территории региона так называемых «объектов нематериального культурного наследия». Речь идет об общероссийском электронном каталоге этих объектов, размещенном на сайте: http://www.rusfolknasledie.ru. Мы хотели бы от имени нашей секции обратиться к областному Министерству искусства и культурной политики с просьбой ускорить работу над соответствующими документами. Важно, чтобы работа по сбору и записи фольклора развернулась во всех муниципальных образованиях, – пояснил Матлин.

По его словам, буквально на наших глазах уходят последние носители многих уникальных традиций региона. Очень важно успеть зафиксировать и сохранить их знания.

– Помимо упомянутого электронного каталога, было предложено при всех школьных летних лагерях области организовать работу по сбору фольклора. Речь идет и о селе (встреча с песенниками, мастерами), и о городе – например, с целью видео- и аудиозаписи детских дворовых игр. Эта идея получила поддержку губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, – сообщил выступающий.

Также модераторы секции указали на необходимость поддержать школьные этнографические музеи. В частности, возникла идея провести конкурс этих музеев.

Особое внимание собравшиеся уделили образовательным программам.

– Существует острая потребность возвращения и активизации «регионального компонента», причем начинать нужно с детских садов. О каком воспитании любви к Родине и родному краю может идти речь, если ни один из этапов образования – ни детсад, ни школа, ни вуз – не предусматривают приобщения к народной традиционной культуре? Все держится исключительно на плечах энтузиастов, а нужен именно программный подход, то есть изменения на уровне образовательных программ,

– высказала свое мнение директор Ульяновского училища культуры Наталья Аринина.

Ее поддержали другие участники упомянутой секции. К примеру, учитель русского языка 90-го лицея Ульяновска Маргарита Курушина подчеркнула, что в регионе нет организации, объединяющей краеведов:

– Мы все «варимся в собственном соку». На мой взгляд, нужно переиздание программы по литературному краеведению.

Некоторые педагоги также предложили создать общий веб-ресурс, на котором можно было бы разместить образцы фольклорных записей и методическую литературу.

При этом, как отметила замдиректора по воспитательной работе музыкального училища имени Шадриной Ольга Михайлова, очень важно учить детей не просто «народной культуре», но прививать им вкус и любовь к традициям и обычаям именно Ульяновской области.

В завершение встречи доцент педуниверситета Александр Рассадин поделился своей точкой зрения на то, кого, собственно, можно считать краеведами:

– Здесь возможно выделить три направления или «ипостаси». Во-первых, краеведы-это люди любой профессии, просветители в широком смысле слова: они интересуются и историей своего края и, например, подробностями семейной биографии. Во-вторых, это ученые, занимающиеся серьезными научными изысканиями. И наконец, наш «передовой отряд краеведения»

– педагоги, которые делают самое главное – воспитывают подрастающее поколение, которое никогда не забудет своих корней.

Евгений Нувитов