Дефицит ульяновской муки, процветающий серый рынок и вмешательство производителей из других регионов – в министерстве с/х региона обсудили проблемы хлебной отрасли области.

bread-399286_640

Пропаганда здорового питания сработала?

Согласно статистике, хлеба в регионе стали производить меньше. За первые десять месяцев 2015 года в Ульяновской области испекли 38,5 тысяч тонн хлеба, что составляет лишь 97 процентов от показателя прошлого года за аналогичный период времени. Для сравнения, в 2011 году хлебопекарни области испекли больше 60 тысяч тонн. Впрочем, снижение уровня производства хлеба является общероссийским трендом. В министерстве сельского хозяйства региона его объясняют изменением структуры питания россиян, пропагандой здорового питания и ежегодным сокращением населения. При этом, по оценке участников совещания, теневой рынок хлеба можно оценить в 25 тысяч тонн. Получается, что структура питания ульяновцев изменилась не за счет пропаганды здорового питания, а за счет перехода на “левый” хлеб, качество которого неизвестно.

«Хлебпром» держит цены

Крупнейшим производителем в области остается «Ульяновскхлебпром». На шести заводах предприятия выпекают 65 процентов всего ульяновского хлеба. Лишь меньше половины этого хлеба выпекается из местной муки. По словам представителей предприятия, в 2015 году вместо запланированных 24 тысяч тонн ульяновской муки купили лишь 10 с половиной тысяч тонн. Остальную муку подходящего качества приходится закупать в других регионах.

На предприятии запланирована модернизация оборудования. По этому поводу исполняющий обязанности министра сельского хозяйства Александр Братяков заявил, что используемое на предприятии оборудование, преимущественно советского производства, не отличается энергоэффективностью, что формирует высокую себестоимость продукта. На это представители «Ульяновскхлебпрома» ответили, что стоимость килограмма хлеба производства предприятия в рейтинге цен на аналогичную продукцию в ПФО занимает 11 место, что является отличным результатом для продукции, отвечающей всем нормативным требованиям. На вопрос, будет ли в первые месяцы 2016 года повышена цена на хлеб, представители крупнейшего производителя ответили, что не владеют такой информацией.

«Серый» хлеб

Председатель Совета Ульяновского областного союза потребительских обществ Константин Инешин заявил, что растет уровень недобросовестной конкуренции. Например, в селах хлеб часто продают с машин. Это один из основных каналов сбыта регионального серого рынка хлеба. По словам господина Инешина, неофициально в области за год продают около 25 тысяч тонн хлеба. То есть, с продажи этих буханок налоги не платятся. Такой вывод по его словам можно сделать, если заметить неточности в официальной статистике.

Перевод питания в учреждениях образования на аутсорсинг «вскрыл проблему с себестоимостью» ульяновского хлеба. «Ульяновскхлебпром», например, после перевода на аутсорсинг потерял заказы на ежемесячные поставки 50 тонн хлеба. При этом производители хлеба не контролируют объем госзакупок, который «ушел в сторону», рассказал Константин Инешин.

Оказалось, что в подобных случаях крупные производители из других регионов составляют серьезную конкуренцию местным пекарям несмотря на значительную разницу в цене, которая у соседей как раз выше. Однако «пришельцев» на свой рынок в том же Тольятти не пускают — на прилавках можно найти хлеб лишь с местных и самарских хлебозаводов. Причем цена его в среднем на 10 рублей за килограмм выше, чем цена ульяновского хлеба.

Инновации

Собравшийся пришли к мнению, что необходимо выработать меры по поддержке местной хлебопекарной отрасли. Впрочем, о решении проблем недостатка местной муки и торговли «левым» хлебом речи так и не зашло. Зато вспомнили об инновациях – по мнению господина Инешина, помогать стоить лишь тем производителям, которые связывают свое будущее с ними.

Для этого, по задумке министерства, нужно построить новый хлебозавод. Впрочем, судя по всему, пока это лишь отдаленные планы. Директор агентства по развитию сельских территорий Ульяновской области Мария Шпак рассказала, что по поручению губернатора лишь начались поиски инвестора — коммерческие предложения уже были направлены крупным производителям в Поволжье и центральных регионах страны.

Артем Горбунов