С дивных звуков скрипки началось открытие новой экспозиции в музее «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева» Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».
Экспозиция носит название «История Симбирской чувашской учительской школы». И музыкой в ней были увлечены многие ученики. Имелся свой оркестр, и ставились музыкальные спектакли.
Четыре зала на прошедшем реставрацию втором этаже через документы раскрывают удивительную историю уникального учебного заведения – выстраданного детища Ивана Яковлевича Яковлева, педагога, просветителя чувашского народа, создателя для него собственной азбуки. Обучать детей бедноты он начал в 1868 году, и всего через три года его школа получила официальный статус.
Конечно же, центральной фигурой экспозиции стал сам Яковлев. Этот человек сумел совершить невероятное. Безграмотный чувашский мальчик-пастушок прошел путь до образованного, признанного российской и зарубежной общественностью педагога, отмеченного многочисленными 4 «регалиями и наградами.
Ирина Котова, директор Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», рассказывает, что это была давняя мечта -освоить второй этаж музея, восстановить там планировку времен Яковлева. Такое стало возможным после окончания в прошлом году капитального ремонта всего музейного здания.
– Сама по себе история Симбирской чувашской школы сложна для восприятия современного посетителя, – говорит Котова. – Нам хотелось подать тему ярко, ориентируясь на молодое поколение. Поэтому использовали современные технологии, в том числе мультимедийные.
Приглашенные на церемонию открытия новых залов гости по достоинству оценили творческий подход музейщиков к созданию экспозиции. У интерактивной бочки с экраном-«водой» движением руки можно вызвать чудесные превращения – картинки из детства Вани Яковлева с языческими божками, хранившимися в доме, деревенскими пейзажами, чувашскими хороводами… Этот, первый по счету, зал наполнен воспоминаниями о детстве и первых годах обучения будущего просветителя.
Во втором зале прослеживаются основные этапы деятельности Яковлева: гимназия, университет, создание алфавита и первых учебных книг на чувашском языке, инспекторская и общественная деятельность. На экране – не только подробности этого периода его жизни, но и игра для юных посетителей «Говорящий алфавит».
Центром притяжения третьего зала, посвященного жизни и деятельности Ивана Яковлевича и Симбирской чувашской школы с 1914 по 1928 годы, стала электронная книга. Ее «страницы» можно не только читать, но и слушать. Здесь – наброски написанных им любовных стихов, его детские сказки и рассказы, письма сыну Алексею, текст Духовного завещания своему народу. Видеокадры документальной хроники показывают величественного патриарха-Яковлева в последние годы его жизни.
Как учились в школе, чем был наполнен досуг будущих интеллигентов, кем они стали – об этом можно узнать в четвертом зале. Методы обучения и сама творческая атмосфера яковлевского учебного заведения принесли удивительные плоды. Выпускники школы становились писателями, актерами, композиторами, признанными потом классиками искусства чувашского народа.
– Многие выставленные предметы, – обращает внимание Ольга Туркина, заведующая отделом музеев Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», – можно трогать руками. Это муляжи. Но они такого качества, что чрезвычайно похожи на подлинники.
Для оформления экспозиции использовались красный, черный и белый цвета. И в этом нет случайности. У многих народов, в том числе и чувашей, красный цвет – символ огня, солнца, жизни, любви, отваги. Черный – цвет плодородной земли, в сочетании с красным он символизирует начало жизни, возрождающее начало. А белый цвет – признак чистоты, правдивости, мудрости. Все эти цвета соотносятся с личностью Яковлева и его деятельностью.
– Нашему музею «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева» в следующем году исполняется уже 25 лет. Первоначально была открыта мемориальная часть, посвященная школе и ее основателю. А вот документальная экспозиция появилась только сейчас, хотя ее первая научная концепция была написана еще в 1989 году – рассказывает Нина Литвинова, старший научный сотрудник музея. – Но менялось время, менялось и содержание концепции.
– Самое главное, – считает она, – у нас появилась возможность представить Яковлева как живого человека. Он был разным – сильным и слабым, усталым, обиженным, чувствительным и непримиримым. Мы подумали, что сейчас нужно рассказывать о нем нашим посетителям – родителям с детьми, школьникам и студентам – как о цельной личности, которая упорным трудом добивалась своих целей. Важно, что Иван Яковлевич всю жизнь занимался любимым делом, не думая об обогащении. У него не было и собственной квартиры. Более того, он даже личные деньги тратил на создание школы. Все это может служить ярким примером для новых поколений.