Эта мысль стала красной нитью встречи Министра образования и науки Ульяновской области Екатерины Уба с представителями средств массовой информации. Традиционно подводя итоги уходящего года, глава профильного ведомства рассказала о достижениях региональной системы образования и поделилась планами и приоритетными задачами на следующий год.

Отметив, что 2015 год был насыщен самыми разными событиями, связанными с пересмотром и перенастройкой всех ступеней системы образования, Екатерина Уба рассказала о главных достижениях за истекший период.

Межрегиональный центр компетенций

Одним из знаковых событий уходящего года стала победа Ульяновской области в федеральном конкурсе, связанном с профессиональным образованием, на софинансирование из федерального бюджета в 2016-2017 году. Мы стали одним из 6-ти регионов РФ, где будут создаваться межрегиональные центры компетенций – это очень серьёзные центры, где будет проходить подготовка, тренировки и сборы наших делегаций на национальные и международные чемпионаты ВОРЛДСКИЛС (международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путём гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всём мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства). Но участие в чемпионатах не есть наша главная цель, главное – это перенастройка всей существующей системы подготовки кадров, это иной подход к организации системы профессионального образования. Создание такого высоко образцового центра даст возможность не только готовить серьёзных специалистов, но и выравнивать всю остальную систему образования под тот уровень, который будет задавать этот центр.
Такой центр будет создаваться на базе авиационного колледжа в Новом городе. Мы выиграли один из лотов – обслуживание транспорта и логистики. Понимая стратегичность подобной задачи для региона, в формировании нашей заявки на участие в конкурсе, в её защите принимали участие и министерство образования, и сектор промышленности, и корпорация развития, и наноцентр. Сопроводителем всего процесса выступала Объединённая авиастроительная корпорация. И теперь у нас впереди грандиозная работа. 300 млн рублей будет направлено на организацию центра из федерального бюджета, и почти такая же сумма должна быть направлена из регионального бюджета. На эти деньги будет приобретено новейшее техническое оборудование, оборудованы полигоны, места для тренировочных занятий. Центр позволит аккумулировать интеллектуальный потенциал для того, чтобы разрабатывать новые программы обучения, новые стандарты для тех специальностей, которых на сегодняшний день пока ещё нет. Как пример можно привести обслуживание беспилотников. Создание этой и других подобных специальностей нам диктует необходимость. Губернатор в своём ежегодном послании поставил такую задачу, уже составляется ТОП-50 профессий, под которые и будет заточен весь центр. Таким образом эта победа 2015 года задала нам серьёзный вектор работы на 2016-2017 годы.

Максимальное финансирование сферы образования

Сегодня мы много говорим о том, что образование, научные знания должны стать фактором экономического роста. И расходы на образование рассматриваются как расходы на развитие человеческого потенциала. В этом смысле ещё одно достижение уходящего года: в бюджете 2016 года зафиксирована очень солидная сумма на образование – 24,1% от всего бюджета региона. Самые большие вложения запланированы именно в сферу образования. По сравнению с 2015 годом, это почти на 15% больше. Естественно, в наших интересах, чтобы отдача от этих вложений происходила как можно быстрее, на что и ориентируется вся наша система образования, о чём следует рассказать подробнее.

Модернизация дошкольного образования

Начнём с того, что в соответствии с федеральной программой «Детские сады – детям» за 2-3 года в строительство новых и переформатирование существующих детских заведений мы вложили почти 3 млрд рублей и в итоге получили более 15 тысяч новых мест для ребятишек. Как результат, на сегодняшний день, выполняя майский указ президента, мы обеспечили местами в детских садах всех детей от 3-х лет. А это имеет вполне реальный экономический эффект. Казалось бы, просто дети пошли в детский сад. Однако, во-первых, при этом выходят на работу родители – трудовые ресурсы самого активного возраста. Во-вторых, доступный детский сад – это стимулирование демографических процессов и рост рождаемости, то есть увеличение человеческого потенциала. А это тоже фактор экономического роста. Поэтому задача обеспечения местами в детских садах детей от 1,5 до 3-х лет у нас остаётся приоритетной в 2016 году. К слову, в ряде муниципалитетов местами обеспечены все ребятишки с 2-х лет. До 2018 года мы поставили себе целью обеспечить местами в детских садах всех детей дошкольного возраста и эту проблему закрыть.

В то же время речь идёт не только о том, чтобы обеспечить детей местами в детских садах. Параллельно идёт постоянный процесс совершенствования качества предоставления услуг в дошкольных учреждениях. Мы создаём условия для пребывания разных категорий детей. Так, в недалёком прошлом мы только мечтали о том, что у нас появятся группы для ребятишек с особенностями развития, например, с ДЦП или для аллергиков – сегодня такие группы у нас есть. Также сегодня мы можем позволить себе увеличить количество логопедических групп. Кроме того, мы стали первым регионом в России, который решил вопрос индивидуального обучения на дому ребятишек-дошколят. Ведь дошкольное образование – это ступень обязательного общедоступного, поэтому вовлечь в этот процесс каждого ребёнка нам принципиально важно.

Совершенствуя качество дошкольного образования, мы используем в своей работе лучший мировой опыт, самые современные инновационные программы. Так, в 2015 году мы реализовали уникальный в своём роде проект – детский сад «У-Знайки», открытый при педагогическом университете. Уникальный по своему содержанию, потому что он встроен в единую систему подготовки педагогических кадров. Теперь в педуниверситете можно получить и допобразование, и дошкольное образование, прямо на территории университета открыты лицейские классы, идёт активное сотрудничество с колледжами.

Плюс к этому важнейшим событием 2015 года для педуниверситета стало слияние с институтом переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, благодаря чему университет выходит на серьёзную программу сопровождения молодых педагогов. Судьба начинающего специалиста будет отслеживаться и через 3, и через 5 лет: как он работает, чем ему можно помочь? То есть, всё делается для того, чтобы человек остался в профессии.

К слову о детских садах, которые заявили о себе не только на общероссийском, но и на международном уровне. Наряду с «У-Знайкой» здесь нужно назвать «Волгарик» – не менее уникальный проект, который в своё время появился тоже по программе модернизации. Заведение комбинированного типа, его посещают и ребятишки с нормами здоровья, и с отклонениями здоровья. Его программа использует ТРИЗтехнологии (Теория Решения Изобретательских Задач; целью ТРИЗпедагогики является воспитание творческой личности с учётом индивидуальных особенностей ребёнка), которые привлекают для обмена опытом сотни специалистов из других регионов, кроме того, их опытом серьёзно заинтересована Китайская народная республика. Сегодня речь идёт о присвоении этому детсаду статуса федеральной инновационной площадки.

Ещё один инновационный детский сад, встроенный в единую линейку образования, совсем скоро, в начале нового года, откроется в Новом городе. Этот детсад сразу прописывает для себя программу ранней профориентации, в этом случае связанную с авиастроительной отраслью. Называться он будет соответственно – «АН-тошка». Близость «Авиастара», авиационного колледжа, других предприятий на промзоне, связанных с авиастроением – всё это создаёт соответствующую атмосферу, в которую дети в детском саду будут погружены в игровой форме, например, через школу маленьких стюардесс, детское конструкторское бюро или другие интересные придумки. А дальше будущих авиастроителей ждут школы, которые имеют классы такого рода направленности, колледжи, вузы, в конечном итоге «Авиастар», ОАК (Объединённая авиастроительная корпорация) и… небо.

Включение в единую линейку образования – это наша важнейшая наработка по модернизации процесса дошкольного образования. И на сегодняшний день по разным направлениям мы пытаемся выстроиться именно по этой схеме. Например, одним из прорывных направлений недалёкого будущего будут IT – информационные технологии. Строительство новой школы, связанной с этим направлением, уже запланировано на следующий год. Но опять мы говорим, что начинать нужно с детского сада. Именно в начальную ступень нужно закладывать программы, которые будут развивать эти способности – смотреть на мир как программист, умение моделировать ситуации.

Достижения ульяновской системы дошкольного образования отмечены на федеральном уровне: Новоспасский детский сад №6 вошёл в перечень «100 лучших ДОУ России», составив достойную конкуренцию лучшим учреждениям Ульяновска.
Всё вышесказанное – это эффекты от модернизации дошкольного образования. Важность этой начальной ступени образования подчёркивается тем, что в 2016 году на его развитие будет направлено более 2-х млрд рублей.

Новый взгляд на развитие и финансирование школ

Говоря о следующей ступени образования, о школе, Екатерина Уба особо отметила грандиозный процесс, который был запущен не в 2015 году, а несколько ранее – это апробирование и реализация федерального государственного стандарта и связанное с ним серьёзное увеличение финансовой поддержки школ. Дело в том, что по федеральному государственному стандарту сегодня на каждый класс добавляется до 10 часов внеурочной деятельности. Для сравнения: всего 2-3 года назад на всю школу, например, 600 учащихся, было порядка 25-30 часов внеклассной работы – это кружки, секции… А теперь на каждый класс добавилось до 10 часов! Естественно, это требует определённых вложений – на организацию занятий, оплату труда педагогов. Таким образом сегодня посредством внедрения стандарта в эту сферу идут очень серьёзные вливания.

Безусловным достижением ульяновской системы образования стал и процесс выравнивания возможностей разных школ. Не секрет, что в разных школах разное количество учащихся, разный контингент учителей. Особенно это касается малокомплектных сельских школ. Но дети, независимо от того, в селе или в городе, большая школа или маленькая, должны иметь равные возможности и получать качественные образовательные услуги. Школа должна жить и развиваться, а не выживать. Поэтому губернатор Сергей Морозов принял важное решение – дополнить список малокомплектных школ списком малочисленных. Таким школам, которые имеют наполняемость классов меньше норматива, оказывается соответствующая финансовая поддержка.

К слову о равных возможностях. С 2015 года мы начали активную работу по введению дистанционного образования. И уже есть положительный опыт. Сегодня учителя городских школ, лицеев ведут уроки в удалённых школах. Эта работа продолжается, система отлаживается, и это, скажем так, тема завтрашнего дня.

Кроме того, стимулирующим фактором для развития школ станет принятое в 2015 году решение о поддержке самых быстро двигающихся, инновационных образовательных учреждений. Сегодня составлен список ТОП-25 самых сильных учреждений, которые будут поддерживаться с 2017 года. До этого времени их результаты будут отслеживаться, сравниваться, происходит ли развитие. Если статус продвинутого учреждения сохраняется, будут направлены средства, чтобы развитие происходило и дальше. А это очень хороший стимул – 15% надбавка для преподавательского состава.

Достижением уходящего года является то, что высокие результаты наших общеобразовательных учреждений отмечены на федеральном уровне. Впрочем, это уже становится традицией, повторяющейся из года в год. Три школы – многопрофильный лицей №20 и гимназия №1 в Ульяновске и городская гимназия Димитровграда – вошли в ТОП-500 лучших школ России, причём все три остались в этом рейтинге с прошлых лет. И сразу четыре сельские школы – Новомалыклинская школа, школа №1 Кузоватовского района, Ишеевский многопрофильный лицей имени Джорджадзе и Чердаклинская школа №1 имени Рошаля – вошли в ТОП-200 лучших сельских школ. Опять-таки Новомалыклинская школа сохранила место в этом рейтинге с прошлого года.

Развитие системы школьного образования требует значительных средств. На эти цели в бюджете 2016 года запланирована огромная сумма – 5,2 млрд рублей. Екатерина Уба выразила уверенность, что благодаря солидной финансовой поддержке образовательный процесс в области будет эффективно развиваться и выдавать достойные результаты как на уровне региона, так и на уровне России.

Дополнительное образование с профориентацией

Для системы дополнительного образования 2016 год станет серьёзным этапом перенастройки. Ведь что реально представляет собой допобразование сегодня? Если говорить утрированно, большей частью это «бисероплетение» и «макраме» и тому подобное. Хотя это тоже интересно и нужно, но национальная технологическая инициатива диктует иные требования к будущим трудовым резервам – это развитие интереса к радиоэлектронике, робототехнике, к специальностям физико-математической и химико-биологической направленности. Это становится актуальным, и это должно обеспечивать допобразование.

В соответствии с этим в 2015 году в системе допобразования области произошла серьёзная реформа: на базе Дворца творчества детей и молодёжи в Ульяновске был создан холдинг допобразования, объединивший несколько учреждений разной направленности. Сегодня там занимаются более 11 тысяч детей. Финансовое обеспечение соответствующее – в 2016 году на развитие холдинга предусмотрено порядка 120 млн рублей. Он призван стать мощным методическим центром для всей системы допобразования, которая работает в муниципалитетах.

Профобразование – под социальный заказ

Профессиональное образование – это непосредственный стимулятор экономического развития. И оно должно соответствовать социальному заказу, чтобы не наводнять рынок труда невостребованными специалистами. В этом смысле в последнее время много говорится о непрерывных линейках образования – от детского сада до вуза и рабочего места – которые в нашей области планируется выстраивать под каждый социальный заказ, под каждый кластер.

Кроме вышеперечисленного, одним из главных достижений 2015 года в этой сфере Екатерина Уба отметила то, что Ульяновская область продолжаем оставаться в рейтинге 10 пилотных регионов России по введению системы дуального образования, которая подразумевает подключение работодателя в процесс профобразования, введение обучающихся в производственный процесс, прикрепление к ним опытных наставников. В итоге студент по окончании обучения получает гарантированное рабочее место, а предприятие получает молодого специалиста, который уже знаком с производством.

В сфере профориентации наша система образования продолжает активно работать по проекту ДЖУНИОРСКИЛС (ВОРЛДСКИЛС для детей), пропагандируя социальную значимость рабочих специальностей. 4 года назад, когда область только подключилась к этому проекту, мы пробовали себя по 6-ти компетенциям, с каждым годом расширяя свои возможности. В 2015 году наши юные специалисты показали себя уже по 13-ти компетенциям, в 2016 планируем 18. Если начинали с 6-ти предприятий-партнёров, в этом году их было 47, задача на 2016 год – привлечь не менее 55-ти. Таким образом происходит массовое движение, призванное показать иной стандарт профессионального образования и подготовки кадров.

Тут же нужно сказать про такой уникальный проект, как детская и молодёжная академия. Сегодня их у нас уже 10, они действуют в сотрудничестве с вузами и бизнесом. Это очень серьёзное погружение в профессию, когда рассказывается не только, что это за профессия, но и передаются какие-то практические навыки.

Ещё одна задача на следующий год – разработать заявку на создание детского технопарка на территории региона. Этот альтернативный центр, в котором, в соответствии с социальным заказом, профобразование будет тесно увязано с допобразованием, позволит привлечь из федерального бюджета около 250 млн рублей.

На конкретный социальный заказ ориентирована и система высшего профессионального образования в регионе. На сегодняшний день ульяновские вузы уже открыли 44 базовые кафедры на производствах. И это свидетельствует об интеграции наших вузов в кластеры – ядерно-инновационный, авиационный, кластер электроники и программного обеспечения.

Опять же, стоить упомянуть в качестве опережающей задачи развитие IT-сферы и подготовки соответствующих кадров. Кроме новой школы, о которой уж говорилось и строительство которой начнётся в 2016 году, в качестве проекта можно рассказать о планах построить вместе с техническим университетом IT-школу, которая начиналась бы с дошкольных групп, с классов в школе с усилением этого компонента и с возможностью открытия в этой же школе колледжных классов. Уже есть несколько таких моделей по России, когда после 9 класса родители вместе с ребёнком выбирают: идти в 10-11 класс и в вуз, или 10-11-12 класс и параллельно с окончанием школы получить диплом о присвоении рабочей специальности. Вот и мы сегодня пытаемся разработать такой интересный проект – под одной крышей объединить все ресурсы.

– Самая главная задача, которую ставит перед собой наша система образования – чтобы вложенные в эту сферу средства в конечном итоге конвертировались в конкретные высококвалифицированные рабочие места, – сказала в завершение встречи Екатерина Уба. – Чтобы каждый понимал: здесь, на Ульяновской земле, можно достойно жить и строить свою карьеру – это и есть сохранение человеческого потенциала и залог экономического развития. Поэтому мы понимаем приоритетность нашей отрасли, это накладывает на нас серьёзные обязательства. Но мы уверенно идём к этой цели и можем вместе мечтать о нашем регионе как одном из самых сильных регионов России.

Фото Минобразования

Фото Министерства образования и науки Ульяновской области