Банальность: год будет непростым. И прежде всего для простых людей, а значит и для (пере)избирающейся власти. Последняя (и исполнительная власть и ЕР) в плане определения повестки попадает во все более сложную ситуацию. Повестка «крымнаш» не вечна, проблемы экономики усугубляются, запрос на протест растет. Рост проблем будет на руку только «красной обезьяне» (к слову о китайском гороскопе). Покривляется и донаберет очки. Формально ситуация проблемна прежде всего для губернатора, которому федеральной повесткой не выборы не отработать. Зато и общий негатив по снижающемуся уровню жизни и внутрирегиональные проблемы будут адресованы прежде всего к нему как первому лицу. Однако выборы губернатора от настроений электората давно уже зависят в пятую очередь. Кого назначит Президент — тот и будет выбран. Так что эту интригу оставим для конспирологов и комментаторов — все равно они знают больше. Я поговорю о перспективах партийных выборов. Благодаря новому володинскому курсу на политизацию и рост конкуренции в одномандатных округах могут произойти вполне себе конкурентные выборы.

По персоналиям пока говорить сложно. Напомню, в УО избираться в ГД будут по двум округам.

По Единой России говорить пока сложно. Увидим ближе к весне, когда окончательно проявятся кандидатуры на внутрипартийных праймериз.

КПРФ. Предсказуемо выдвинется Алексей Куринный. Госдума его главная (реальная) политическая задача к решению которой он шел на протяжении всех последних лет. Все игры в выборами в исполнительную власть — способ дополнительного набора очков, не более. По второму округу скорее всего выпустят федерала, возможно того же Синельщикова.

ЛДПР. Маринин? Но конкурировать в чистом поле и жесткой конкуренции одномандатного округа кандидатам от ЛДПР в любом случае будет сложно.

Кандидатов от «Справедливой России» и прочего еще более мелкого я не вижу. В лучшем случае отработают спойлерами партии власти, в худшем — лишний раз продемонстрируют свой маргинальный статус.

И в любом случае перспективы выборов одномандатников зависят стратегии, ресурсности, гибкости (в новых условиях) политических партий. Здесь простора для анализа уже больше.

Начнем с безусловного фаворита. При том, что ЕР — детище суриковских нулевых, ее политической роли никто не отменял. Десятые годы конструирует Володин. Его ответом на вызовы десятых годов стала попытка создания «движения» в виде НФ (отдельный разговор) и курс на возвращение политики, в том числе в виде конкуренции между партиями. Кремль прекрасно понимает: все партии — часть единой политической системы. Лишний избранный от КПРФ или ЛДПР депутат или даже губернатор (примеры есть) никаких хоть сколько то серьезных изменений не привнесет и продолжит играть по общим правилам. А вот закосневшие элиты пора и встряхнуть-это жизненно важный вызов непростого времени. Что прежде всего становится проблемой для Единой России. Сурковская еще конструкция откровенно нуждается в изменениях. Примерно в началу выборов текущего состава ГосДумы (в итоге, может быть, самого позорного в новейшей истории) политику в стране просто выключили как рубильник. Посмотрите на региональном уровне: ЕР откровенно деградировала до уровня Корнева и клерков (напомню: еще 5 лет назад региональную ячейку возглавляли такие фигуры как Травкин или Тихонов), даже из правительства «ушли» все хоть сколько то публичные фигуры. Или давайте вспомним, где проявила себя правящая партия в последние годы? «Вещь в себе» партийных программ и скандалы со своими представителями в представительных органах власти (Аюпов-последний, но не единственный). Партии в целом стали чудовищно далеки от реальной повестки, это стало какой то абсурдной нормой. Однако насколько может себе это позволить партия правящая? Сигнал сверху дан: вызовы реальной повестки это и есть та самая холодная вода конкуренции, в которой окажутся все. У «едросов» огромный запас прочности, люди никуда не делись, ресурс огромен. Единственная проблема для партии — способность выползти из телевизора, по которому крутят ее же программы. Способность показать людям и конкурентам лицо. Ведь объективно оппозиция сформирована той же системой: в плане кадров и дееспособности перед лицом реальных вызовов она слабее в степени. Ее единственный ресурс — инерция нарастающего протеста. И если ЕР не настолько ожирела, чтобы встать лицом к последнему и ответить на его совершенно конкретные вопросы — проблем там снова не будет.

КПРФ. Наша политтусовка пропустила факт того, что за фигуру Куриного взялись на федеральном уровне. КПРФ сегодня это 2 ветви: аксакалы, Зюганов-Кругликов и инновационная молодежь под руководством Рашкина (на региональном уровне -Куринного). Последние олицетворяют запрос на обновление и являются эдаким карьеристским крылом, «яппи-КПРФ». Именно они пытаются задействовать и новые способы и каналы информации: уличный протест, интернет. Кстати, следуя в этом методикам «бархата», в российской версии — в исполнении того же Навального. Последний скандал в ЗСО был отработан уже на новом технологическом уровне: вирусные ролики, интернет-голосования, федеральная поддержка на уровне лидера… Куринный попал в «рашкинский пул» — группу региональных политиков, которых влиятельная группа внутри КПРФ готовит на обновление дряхлеющей партии. Насколько удачно? -покажет время, у этой стратегии есть и серьезные риски. Уверенно можно сказать одно: в перспективе региональных выборов текущего года такое развитие событий порождает для партии власти новые вызовы.

ЛДПР. Партия-феномен политсистемы, сформированной в 90-е. Ее гибкость беспрецедентна, попадание в какие то слои русского массового сознания серьезно не проанализировано. Но это попадание стабильно вне зависимости от конъюнктуры. ЛДПР в хорошем смысле «с понятиями». Это имидж (вне всяких «бандитских» коннотаций) людей, «отвечающих за слова». Тем более что ничего особенно конкретного брать на себя там не стремятся. В перспективе выборного вода остается только вопрос амбиций. Неприступность (за счет непритязательности) сформированного Жирком имиджа позволит легко сохранить позиции и даже набрать очки просто за счет фонового информационного присутствия. Однако отмечу: в последний год на региональном уровне ЛДПР попытались взяться и за реальную повестку (скандал с траловым ловом рыбы). Если эта линия на реальную борьбу будет продолжена — партия может серьезно донабрать.

Про остальные партии репликой.

«СР». Миронов пытается нащупать новую моно-повестку. В прошлый политсезон партия достаточно удачно присела на тему капремонта. На местном уровне не видно ни движений, ни перспектив. Выборы регионального уровня стабильно сливались.

«Яблоко» (?).

«Родина» (Шамсутдинов проиграл, но не сдался-присутствует. А главное- как разложат на федеральном уровне карту Рогозина).

Кого забыл? Текст отправляю на Улпрессу-жду активных комментариев.