Человеческое общество изначально для обеспечения общественного производства и порядка, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе создавало органы управления, выполняющие функции власти. В основном это были выборные органы. Позже властные структуры стали формироваться элитами.
Наибольшее влияние на общество оказывает политическая власть. Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.
На начальных стадиях развития общества роль влияния на людей играет религия. Религия – система представления человеком устройства мира, в которой он ощущает себя зависимым от высшего существа (существ) или его представителя вблизи от себя. Наиболее распространёнными религиями являются христианство, ислам, буддизм, иудаизм. Они проповедуют могущество бога (Бог – название могущественного сверхъестественного Высшего Существа). В разных религиях это всемогущее существо называется по-разному. Во времена язычества (дохристианского религиозного учения) или тенгрианства (доисламского и добуддийского учения) посредниками между богами и духами выступали жрецы. Славянские и другие народы (языцы) были богобоязненными, почитали богов – Сварога, Дажбога, Перуна, Сварожича, веровали в их справедливость и поклонялись их идолам.

В восточных провинциях Римской империи в I в. н. э. произошло зарождение христианства. Местом зарождения Христианства считается Палестина, которая в то время, находилась под властью Римской империи. Зарождение христианского вероучения было прямо связано с старозаветным иудаизмом. Согласно иудейскому верованию, Бог должен был послать на землю своего сына-мессию, который своей кровью очистит человечество от грехов. Согласно догматике Христианства, такой личностью и стал Иисус Христос – богочеловек, посланник Бога на Земле. Родила его земная женщина по Божьему наставлению. Согласно Евангелию (учению Нового Завета) Иисус Христос во искупление грехов человеческих был предан и осмеян некоторыми своими учениками (апостолами) и распят на кресте. Не отсюда ли начинаются все предательства? После воскрешения и вознесения на небеса, его верные ученики отправились распространять Христианство по разным странам мира. Многие считали христианство сектой иудейской веры. Во II – III веках христианство стало распространяться в Европе, в первую очередь в знатных домах. Новое всегда находит поддержку в обеспеченных домах.
Новая религия утверждала, что страдания в земной жизни принесут человеку спасение и райское блаженство в загробном мире, а в сопротивлении злу видела путь к нравственному совершенствованию. Она обещала всем обездоленным, что в загробном мире они будут в благости. Богатство, стяжательство рассматривались новой религией как «западня дьявола».
Тем не менее, христианские общины становятся богатыми, приобретают экономический и политический вес. Руководство ими сосредотачивается в руках немногих должностных лиц – епископов. Создается сложная церковная организация (церковь), ведающая религиозной жизнью и соответствующим культом, объединяющая последователей той или иной религии. Её высшим органом становятся съезды епископов – церковные соборы. Епископы больших областей получают в дальнейшем наименование архиепископов, а наиболее авторитетный из них стал называться папой.
Постепенно вырабатывается сложный культ, чуждый первоначальному христианству. Позднее в молитвенных домах появились иконы – изображения Иисуса Христа, его матери, апостолов. Вводилось пышное богослужение. Таким образом, к IV веку христианство проникло во все социальные слои римского общества. Мощная организация общественной связи, земельные владения и богатства, накопленные к этому времени, делали христианскую церковь силой, с которой власти не могли не считаться. Тем более, что сама церковь теперь стремилась к сближению с государством, а иногда и к диктату над ним.
Тенденции эти наметились давно. Уже в посланиях апостолов (I-II века) появляются призывы: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом… как Христу», «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от бога». Другими словами Церковь стала довлеть над бедными и слабыми. Церковь утверждает 10 заповедей божьих. Первые четыре относятся к Богу, остальные – к отношению между людьми.
1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом [Моим].
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода].
3. Не произноси всуе имени Господа, Бога твоего, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно и ложно.
4. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни твоя семья.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Христианство распространялось на многие страны Европы. В X веке оно проникло на Русь. В 988 году Киевский князь Владимир Святославич решил принять христианство и креститься от Константинопольской Церкви. Условием для крещения Владимира была договорённость о том, что византийские императоры Василий и Константин, правящие одновременно, должны выдать их сестру за Владимира замуж. Перед свадьбой состоялось крещение в Корсуне (Херсонесе).
Тогда же крестили княжеских родственников и приближенных, а также все население Киева. Крещение киевлян осуществлялось в Днепре с помощью меча и огня. Несогласным рубили головы и жгли жилища. Затем последовало обращение в христианство и остальных жителей Руси.
Вновь крещённые русы сжигали идолов божеств, перед которыми преклонялись до крещения. Такова «прочная вера» у верующих. Не желающие креститься, боясь казни, бежали на восток, к вятичам, к мордве.
Христианство становится государственной религией Руси. Служители культа стремились к укреплению власти богатых и унижению бедных.
Как же исполняются на Руси людьми божьи заповеди? Бог говорит, что только он является для человека Богом. Все остальные, кто себя так называет, обманывает тебя. Повинуйся только Богу своему, других богов – не признавай. Но ведь так может сказать любой. В жизни так и получается. Тот, кто сильнее тебя, требует от тебя беспрекословного повиновения. Сила может быть физической, экономической, политической. Человек, оценивая свои возможности, часто вынужден принимать чужие условия.
Следующие шесть заповедей испокон веков никем (власть имущим) не исполнялись. Люди убивали друг друга, крали, прелюбодействовали, лжесвидетельствовали. Кровные братья (княжеские сыновья) убивали друг друга, чтобы завладеть княжеством или наиболее престижным престолом. Князь Владимир, Креститель земли русской, убив Ярополка, взял в наложницы его жену. И такой грешник почитается святым.
Чтобы расширить влияние христианства на другие народы, предпринимаются Крестовые походы. Они представляли собой серию военных походов в XI–XV в.в. из Западной Европы в Палестину, с целью захвата в первую очередь Иерусалима с Гробом Господним. Походы были направлены против турок-сельджуков, исповедовавших ислам. Они благославлялись римскими папами. В более позднее время указанного периода, Крестовые походы проводились с целями обращения в христианство язычников Прибалтики и подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе (катары, гуситы и др.). То есть христианство нетерпимо относилось к другим религиям, используя войны. А как же – не убий!?
Вскоре христианство разделилось на католическую и православную церкви. В каждой из них появились секты, религиозные общины, отколовшиеся от господствующей церкви. Говоря о вере в Бога, они мешают господствующей церкви, вызывая на себя её недовольство. Разделение христианства на католицизм и православие, есть не что иное, как раскол. Раскол произошёл и в русской православной церкви. Патриарх Никон провёл ряд реформ, в том числе о порядке крещения, вызвавших раскол среди верующих. Кто не изменил старым традициям, стали называться старообрядцами. Вмешательство Никона во внутренние и внешние дела государства под девизом: «священство выше царства» привели к разрыву патриарха с царём. Сейчас наблюдается отход украинской церкви от русской православной церкви. Украинский патриарх Филарет мало того, что разрушает единство русской православной церкви, ещё и призывает к войне с русскими на Донбассе (Не убий!). А светские руководители Украины Порошенко и Турчинов тоже приобщены к христовой вере. Пётр Алексеевич как бы достиг уровня диакона, Александр Валентинович побывал комсомольским вожаком, православным христианином, баптистом и «чекистом». Как все противоположности уживаются в одном человеке? Теперь оба стали убийцами мирных граждан в Донбассе. Вот вам и единство церкви и веры, цементирующее народ.
Широко распространённой религией является ислам. Её последователи – мусульмане. Основные принципы ислама изложены в Коране. Основным догматом является поклонение единому богу – аллаху. Посланником аллаха является Мухаммед (Мохаммед). Для укрепления веры в аллаха постоянно организуется «джихад», война за веру. Джихад проводится против «неверных», то есть ревнителей других вероисповеданий. Мусульмане делятся на суннитов и шиитов. Кроме того, существует радикальный ислам, не терпящий инакомыслия, разрешающий противоречия силой оружия. Современный радикальный ислам охватывает большие территории, используя оружие массового уничтожения людей.
Как видно, религия провозглашает единение вокруг сверхъестественного существа – Бога (Аллаха). В то же время разделяет верующих на разные течения, направления, внося раздор между ними.
У религиозных организаций много сходства с политическими партиями. Политическая партия – это политическая организация, выражающая интересы определённого класса или общественного объединения, объединяющая их наиболее активных представителей. Партия руководит ими в достижении определённых целей. Наиболее значимой является партия правящего класса. Она определяет цели и задачи всего общества на определённый период. Разумеется, эти цели и задачи формируются в интересах правящего класса.
В настоящее время практически во всех государствах существуют несколько парий, входящих в парламент. Часто несколько партий в парламенте образуют правящую коалицию. Другие партии составляют им оппозицию.
В современной России, где законодательно разрешена многопартийность, насчитывается около 200 политических партий. Вроде бы весьма демократично: придерживайся любой идеологии, есть широкий выбор. На самом деле это фикция. В парламент проходят только от 3 до 5 партий. Вот такое количество (самых крупных по численности) партий и должно быть разрешено законодательно. Народ объединяется вокруг какой-либо привлекательной идеи. При большом количестве партий привлекательную идею трудно выбрать, да её и не существует. В итоге остаётся «Единственная партия России», то есть правящая, другие партии становятся партиями-спутниками. В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации четыре политических партии. Но даже при единой коалиции трёх партий, они не могут составить конкуренцию правящей партии. В предвыборный период все партии заявляют о себе, что они оппозиционные, после выборов даже заявлений таких нет. Поэтому российская многопартийность и есть фикция.
Часто религиозные и светские политические организации организуют и проводят противоправные акции, убийства. В Париже радикальные исламисты совершили нападение на здание сатирического журнала, магазин кошерных продуктов, на полицейский патруль с убийством 17 человек. Светская националистическая организация осквернила 200 могил на еврейском кладбище. Вроде бы направления деятельности этих организаций различные – религия и политика, а сущность одинаковая – нетерпимость к мнению противных организаций, хоть сколь много ни говори о толерантности, уважении чужого мнения.

Щербаков Евгений Федорович, кандидат технических наук, член Союза русских писателей, Ульяновск.