Об альтернативном проекте «Я был в Ульяновске» нам рассказали Маша Чурбанова, Наташа Чебаркова и Светлана Беляева. Проект появился в 2013 году в Ульяновске. Фотограф, выпускница экономико-математического факультета УлГТУ Мария Чурбанова (на заглавном фото) была его «движком» и идейным вдохновителем. Дизайнер Наталия Чебаркова, закончившая факультет культуры и искусства УлГУ, сделала первые замечательные рисунки для открыток, кружек, магнитов. Сувениры совсем не похожи, и слава Богу, на то, что продавалось в городе ранее, а именно — на аляповатые, взятые из интернета фотографии памятников Ленину с золотыми надписями. То, что придумали девушки, было нарисовано лично, свежо, современно, стильно, несмотря на то, что использовались для работы те же самые знаковые ульяновские «точки» — Волга, мосты, Венец, самолёты, краеведческий музей, Мемориал, и, куда уж без него, Ильич. Работал тогда проект в качестве резидента в креативном пространстве «Квартал» на льготных условиях, потянуть аренду офиса или помещений в других частях города было нереально. О том, как идут дела, что такое творческий бизнес, а также о новинках продукции наш корреспондент поговорил с основателями проекта и его новым участником Светланой Беляевой, которая занимается продвижением в соцсетях и рекламой. — Вы, как и раньше, альтернативный проект «Я был в Ульяновске»? Маша: Называемся мы, если совсем точно, проект альтернативной сувенирной продукции «Я был в Ульяновске». Света для нас — радостная перемена, ведь это значит, что мы стали немного сильнее и решительно настроены двигаться дальше нашей небольшой командой. Света: Я присоединилась к девочкам с целью развить проект до нужного нам уровня. У нас вроде хорошо получается. — «Квартал» и магазин «ДеПо» в прошлом? Света: Мы стараемся анонсироваться все мероприятия, где принимаем участие, для продвижения проекта. И радостно осознавать, что людям нравится то, что мы делаем. — Несколько слов об обновлении «коллекции». Что поменялось? Света: Последняя получилась достаточно строгой и лаконичной. Маша: Соединить тему Ульяновска и какого-то праздника, в данном случае Нового Года, мы решились впервые. И не ошиблись. Коллекция расходится «на ура». Знаем, что новогодние поздравления на наших открытках уже улетели в Москву и Санкт-Петербург, на Алтай, в Калининград, в Лондон, в Норвегию, Германию и в США. Мы всегда спрашиваем наших покупателей, куда отправляются наши сувениры. Идея коллекции с типографикой родилась у нас буквально за три часа, а через неделю получили первые образцы. Она очень сильно отличается от того, что мы делали раньше, но мы очень ее полюбили. Сейчас понемногу запускаем её в продажу. — Разделяют самозанятость и бизнес. Для вас проект это первое или второе? Ваша организационно-правовая форма? Света: Пока для меня это просто хобби. Мне нравится, когда люди восхищаются, казалось бы, такими простыми вещами, как открытки. Наташа: Для меня, как для иллюстратора, это сложный вопрос. Просто делаю то, что нравится. И я буду просто в полном восторге от проекта, когда он начнет приносить нормальный доход. Пока по-прежнему весь заработок вкладывается обратно в производство и прочие необходимые расходы, но пока это не проблема, потому что помимо денег мы вкладываем в проект и душу. — Как рассчитываете цену сувениров? Маша: В основе — себестоимость. Плюс мы оцениваем свой труд. — Самый ходовой «товар» из вашего списка? Маша: Не можем выделить что-то одно. Мы заметили, что каждые 3-5 месяцев «хит» меняется. Когда-то это был принт с самолетиками, когда-то «Ветра» и так далее. В декабре вот уже третий раз заказывали партию новогодних открыток с новогодним Владимиром Ильичом. Света: Самый ходовой товар — открытки. Конечно, есть у меня свои любимчики, например постер «Колобок» из новой коллекции и новогодний Ленин с бородой. Приятно, когда люди приходят за какими-то определенными открытками, которые непосредственно связаны с их сферой деятельности. Пример — серия «Авиационная столица». Маша: Да, в Ульяновске рынок сувенирной продукции есть. Но не изобилует большим выбором, несмотря на то, что вроде бы количество сувениров немалое. Что происходит в Чебоксарах и Самаре, не знаем. Знаем, что в Казани ситуация похожая на ульяновскую. В Москве интереснее. В Сибири, и в частности в Томске, есть потрясающие проекты. Но там скорее больше история с брендингом территорий связана. Нам всегда интересно знакомиться с теми, кто так же как и мы в своих городах инициировал интересные проекты про сувениры. Где-то это инициатива студентов, а где-то большой бизнес. Сильно впечатлил Стамбул парой проектов нетипичной для этого места сувенирки. Возникло небольшое разочарование в сувенирной продукции Берлина. Света: Да, рынок сувениров в Ульяновске есть, мы его изучили. К сожалению, продаются в основном обычные, ничем не приметные сувениры. Мы держим курс на Москву и Питер. Генератором наших идей и вдохновения является Маша. Достаточно часто она бывает заграницей, где взгляд на сувенирную продукцию совершенно отличается от нашего.
Маша: Все в голове и в Сети. Когда есть, что «сказать», идем в типографию, тратим большую часть денег на это, и появляется новая коллекция или какая-то идея. Света: Основная часть – это печать открыток. Чтобы сократить расходы, было принято решение отказаться от аренды помещения. Нет нужды. Нашу продукцию можно найти в уже существующих точках продаж либо заказать через соцсети. Маша: При выборе партнеров нам важна была цена производства, но еще важнее — подход к делу. Потому что почти всегда мы заказываем небольшие тиражи, когда-то нужно напечатать так, как никогда эта типография не печатала до этого. И мы вместе пробуем, нам идут навстречу во многих вопросах. Света: Спустя некоторое время нам удалось найти лучших в нашем городе и доверить создание нашей продукции именно им. — Окупается ли проект? Маша: Да, конечно! Иначе мы бы его закрыли. Света: Не могу сказать, что мы сидим с пустыми карманами. Доход, естественно, есть. На сегодняшний день большую часть средств мы вкладываем в развитие проекта. — В последнее время в Ульяновске много говорится о творческом предпринимательстве. На ваш взгляд, что это такое? Маша: Хотя тема и близка, но трудно ответить. Каждый предприниматель что-то создает. Просто все предприниматели работают в разных сферах. Мы — в творческой, если можно так сказать. Света: Этот вид предпринимательства явно приносит радость, ведь человек не только делает то, что ему нравится, но и еще зарабатывает на этом. — Живо ли вообще творческое предпринимательство в городе? Маша: Говорить о том, живо оно или нет, еще слишком рано. Я считаю, что оно еще даже не родилось как факт, как уверенное движение, или как класс, если хотите. Зарождается. Но это отличный период, и несмотря на самое начало, за последние года четыре произошло очень много благоприятных перемен, огромный прорыв в творческих индустриях, было много сделано, чтобы такое словосочетание хотя бы возникло в Ульяновске. Творческие предприниматели стали заметны, ими интересуются, можем по себе сказать. И я уверена, что дальше будет только интереснее. Света: А я думаю, живо. Почти каждые выходные в городе устраиваются творческие маркеты, где можно встретить большое количество творческих людей. Соответственно этот вид предпринимательства стремительно растет. — В России нигде не обучают тому, как конкретно творческому предпринимателю выстраивать свой бизнес, как совместить маркетинг и менеджмент, как не забыть про финансы, продажи и прочее. Вы учились сами по ходу дела? Маша: Способность что-то вообразить, придумать, а это главное, на мой взгляд, из книжек или институтов не получишь. Это, наверное, нужно иметь в себе. И при случае уметь этим воспользоваться. А когда идея есть, финансам, маркетингу и прочим вещам можно научиться по ходу дела. В Москве и Питере, я знаю, появились сильные образовательные программы, которые связаны с творческими индустриями. Света: Никогда ничему подобному я не училась. Все пришло с опытом.
— Можно ли в Ульяновске небольшим бизнесом, как ваш, заработать серьезные деньги? Света: Нам просто необходимо приложить чуть больше усилий, и у нас все получится. Маша: Говорят, что можно. Когда нам будет, что сказать по нашему проекту в этом плане, мы обязательно расскажем. Может быть в следующем интервью (смеётся)? Андрей Белов |
|
|
… …
Маша Чурбанова, Наташа Чебаркова и Светлана Беляева. Зак Ленина,я вам …! маму и папу своих так раскрашивайте.а не вождя Революции.
ппп
Эх, за нац.шовинизм бы тебя привлечь… Ну, что за беспардонность!
Мачо
Вас предупреждают по-хорошему! горбачёвамельцинымедведопутькеноморозовым бороды и шапки приклеивайте!
Горгона
Если честно: КГ/АМ!
гость
Девчонки молодцы, но пора двигаться дальше, нет сувениров, которые можно подарить человеку старше 25,человеку со вкусом и т.д. дерзайте.
Ильич
ДетЯм Ильича с бородой, а тем, кому за 25 Крупскую с сиськами наружу? Колобка, расписанного матерными пословицами? Так что ли дерзать? Потому что вектор креатива у девчонок-молодцов именно такой.
Вава
Вот все и видят Ульяновск размалЁванным колобком, на Ильиче уж пробы ставить негде.
Ребята ну это не ново. Мысль где? Кластеры где?
)
пришпильте бороду своим мамам за никудышное воспитание.
портрет Ленина элементарно обрисован-обработан. это нарушение авторских прав.
на остальное смотреть уныло.
Ильич
Китч, бездарность, невоспитанность и пошлятина.
Собственно, всё в рамках инновационной культурной бизнес-матрицы Ульяновска. Возьми что-нибудь, испогань да впарь эту ерунду лохам. Это называется креатив по-ульяновски. Благо, что таких же деградирующих лохов-потребителей предостаточно, так что “творческое предпринимательство” худо-бедно окупается, аха.
____
Молодцы девчонки. Подобные проекты зачастую носят факультативный характер, и занимаются ими в свободное от основной деятельности время, ну и конечно беда всех стартапов, недостаточное финансирование. А так в целом молодцы, идея хорошая, популяризация родного города и его основных брендов и ключевых персонажей, коим и является товарищ Ленин. Удачи вам!