Вряд-ли еще стоит напоминать, что на днях в общежитии учебного заведения три студентки избили свою 16-летнюю сокурсницу. Скандал, продемонстрировавший целый комплекс проблем в системе нашего образования, буквально прокатился по новостным лентам страны. Время подводить какие-то итоги. Первым, скорее в публицистическом ключе, сегодня высказался политолог Антон Хащенко. Разговор на экспертном уровне нам бы хотелось продолжить. Сегодня это резонансное происшествие нам прокомментировал Заместитель председателя Законодательного Собрания Ульяновской области, председатель комитета ЗСО по социальной политике Игорь Тихонов. Мы запросили комментарий и у министра образования региона Екатерины Убы.

“Ситуация в карсунском технологическом техникуме в очередной раз обратила наше внимание на системную проблему. Если сегодня мы говорим о том, что дети, оставшиеся без попечения родителей, проходят госсистему воспитания в детских домах и интернатах, то в аспекте дальнейшей социализации эта работа страдает. Дети выходят фактически в несовершеннолетнем возрасте неподготовленными к жизни в обществе. Они проходят обучение в технологических колледжах и учреждениях средне-специального образования, где не требуется высокий уровень знаний. В основном, это дети проблемные: часть из них заканчивает коррекционные школы, часть из них не блещет уровнем подготовки. А там система работы с детьми, оставшимися без попечения, очень серьёзно отличается от детдомовской: в интернатах были семейные принципы, воспитатели, семейные группы. Дети из неблагополучных семей не имеют полноценных навыков взаимодействия, они не готовы к общению в открытом обществе. Они не подготовлены психологически, так как привыкли к особым взаимоотношениям и жили на обеспечении. Сегодня система средне-специальных учреждений не справляется со своей задачей, несмотря на наличие специальных структур: недостаточно людей, профессиональных кадров, методик по работе. Сироты находятся под большим психологическим давлением – они не испытывают особой заботы и специально проводимой с ними работы. После получения якобы профессий, которые в основном невостребованы, эти дети сталкиваются с ещё большими угрозами: они не способны к конкуренции, нормальным взаимоотношениям, продолжая находиться в состоянии обделенных. Несмотря на некоторые меры по социализации, например, обеспечение сирот жильём, большая часть детей по-прежнему остается с проблемами. Есть масса фактов, когда детдомовцы, которые уже обзавелись семьей и детьми, приходят в интернат и просят их забрать обратно. Они привыкли жить в закрытом обществе, которое предполагает борьбу за существование и насилие. Этот пример с избиением 16-летней студентки, который мы увидели сегодня, – пример не только из жизни конкретного карсунского технологического техникума. Он, к сожалению, не единичный. Уверен, такие случаи происходят систематически по всей стране. Нормальной системы социализации не существует. В Ульяновской области это тоже очень серьёзная проблема.

Какая инициатива сегодня необходима? В ближайшее время надо провести открытый разговор на тему того, что из себя представляет система социализации и какие есть в стране и мире методики. Мы должны выявить все передовые практики социализации выпускников детских домов. Все проблемы начинаются с того, что дети выпускаются в несовершеннолетнем возрасте, в самый сложный переходный период – в 15-16 лет. Они предоставлены сами себе. Я считаю, что дети должны находиться в интернатах до совершеннолетия. В возрасте 15-16 лет решаются вопросы профориентации, всё это должно происходить внутри детдома, если он выполняет функцию замещения семьи”.