«Да в гробу я видела этого Асада!» – сказала мне моя знакомая после антитурецких демаршей Москвы.

Два года назад знакомая с ребенком съездила в Турцию, где в одном из средиземноморских городков провела десять дней. Вернувшись, заявила, что никуда, кроме Турции, больше не поедет. Жили они в скромном отеле, питались тоже скромно, но сытно. Море рядом, при отеле – бассейн. Ребенок слабый и болезненный, но там он буквально ожил. Много купался, загорел – и был страшно доволен этой поездкой. Еще больше была довольна, видя эту его радость, мать. В прошлом году она сэкономила только на неделю отдыха, купив к тому же горящую путевку, что, как известно, дешевле. Собирались и нынешней весной, и ребенок уже жил ожиданием, и тут все планы рухнули: после инцидента с бомбардировщиком Су-24, сбитым турецкими ВВС в районе турецко-сирийской границы, российские власти объявили о сворачивании отношений, и первым зарубили наш выездной туризм. Словом, наказали, как всегда, своих.

«Чего они полезли в эту Сирию?!» – возмущается знакомая. – Если бы не эта дурь, не полетели бы туда наши бомбардировщики, и никто бы не сбил Су-24, и не было бы этой глупой ссоры! Ведь из-за Асада все, вот он лично мне сдался, что из-за него ломают мою и моего ребенка жизнь. Или в Крым хотят загнать, чтобы сидеть там с лучиной? Чиновники туда пусть и едут, раз турков так ненавидят!».

Сам я в Турции не был, но ее видел. Еще в советское время я оказался в Армении и около двух месяцев жил в Ереване, где каждому приезжему обязательно покажут гордость армянского народа – гору Арарат. Находится Арарат, однако, в Турции. Библейский Арарат, куда по Священному писанию пристал Ноев ковчег, виден невооруженным глазом, как и пограничная река Аракс, отделяющая Армению от Турции. Как и простирающиеся в обе стороны от Арарата холмы и равнины, укрытые сизой дымкой. Еще я видел Турцию из окна самолета, когда она показалась мне скопищем бесчисленных горных хребтов и вершин. Здесь находится западная оконечность горных цепей, тянущихся тысяч на семь-восемь километров на восток. Хребты Кероглу, Тавр, Битлис, Кавказ, Тянь-Шань, Гималаи, Тибет, перемежающиеся горными озерами, реками и речками, долинами и бездонными ущельями.

Российские туристы знают лишь малую часть Турции. В основном – знаменитую Анталью на юге, Стамбул, охраняющий вход из Мраморного моря в Черное, и еще, может, кто-то доезжает до столицы – города Анкары. Но Турция – большая страна, с богатейшей историей и разнообразной, местами дикой, но чаще роскошной и благословенной природой. Здесь берут начало реки Тигр и Евфрат, в бассейне которых развилась одна из великих цивилизаций древности, известная как Междуречье, или Месопотамия. В Турции находятся истоки уже упоминавшейся реки Аракс и символа Грузии – Куры. На южных склонах горных хребтов и в примыкающих к ним долинах растут персиковые, абрикосовые, лимонные, гранатовые, вишневые, грушевые леса, окрашивающие весной, при цветении, огромные пространства в белый, розовый, желтый, красный цвета. В XIX веке русский ученый-натуралист, географ, путешественник, социолог Лев Мечников, брат нобелевского лауреата по медицине Ильи Мечникова, писал, что именно из этих мест фруктовые деревья пришли в Европу (следовательно, и в Россию), где и заполнили собой сады континента. Отсюда, по мнению Мечникова, и большинство животных, одомашненных людьми. На этих берегах и горных дорогах бушевали сражения народов запада и востока, севера и юга, которым, как говорится, несть числа – от воспетой Гомером Троянской войны, битв Александра Македонского и крестовых походов до защиты Россией братьев-славян от османского ига.

В наши дни Турция – единственный член блока НАТО, который не был враждебен России. Несмотря на то, что Анкару задел фокус Москвы с Крымом, поскольку в Турции проживает большая диаспора крымских татар, Турция не присоединилась к антироссийским санкциям и уже после их объявления готова была поручить Росатому строительство у себя АЭС. И это при том, что в активе Росатома до сих пор нет ни одной возведенной за рубежом станции, за исключением строящейся около 30 лет АЭС в иранском Бушере. В тяжелые годы миллионы российских челноков промышляли на турецких рынках, везя на родину трикотаж, рубашки, джинсы, куртки и меха, недорогие, но качественные. А в тучные годы сотни тысяч турок трудились на российских стройках, возводя дороги, мосты, аэропорты и торговые центры. В том числе и в Ульяновске. Строители, как выяснилось, они тоже хорошие, как и текстильщики.

Моя знакомая – женщина простая, в геополитике не разбирается и плохо представляет себе, ради кого власть так по-хамски вломилась в жизнь ее семьи. Перед Новым годом международная правозащитная организация опубликовала фотографии 50 тысяч сирийцев, умерщвленных в период с 2011-го по 2012-й год режимом Асада, которого президент Турции Эрдоган не называет иначе как государственным террористом. Телеканал «Евроньюс» показал фото 14-летнего паренька, убитого только за то, что в его смартфоне обнаружили антиасадовскую песню. Снимки вывез бежавший из Сирии мужчина, работавший тюремным фотографом. Всего Асад ведет войну с собственным народом уже пять лет. Погибло в ней около 400 тысяч человек. Миллионы бежали из страны.

Сергей Поленов