Виктория Чернышева

Избившие сироту студентки получили уроки в Москве на телешоу. Но вопрос – усвоили ли они их?

Шокирующая история с избиением 16-летней сироты, первокурсницы Карсунского технологического техникума получила неожиданное продолжение. Три истязательницы стали “звездами”: во вторник ток-шоу с их участием показали на одном из ведущих каналов страны.

История практически детективная: девушек, несмотря на подписку о невыезде, тайком вывезли из Карсуна и переправили в Москву. В интернете появилась информация, что они успели сняться в трех телешоу и получить за это приличную сумму.

Пока в Ульяновске собирали расширенную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, одна из студенток – участниц избиения, Ирина, выложила в группе в соцсети довольно дерзкое сообщение: “Прямой эфир показали, надеюсь все посмотрели! Там я хоть попыталась объяснить, за что получила Оксана, по крайней мере, от меня! Вы можете меня оскорблять, ненавидеть, угрожать. Для вас Оксана видна как примерная, бедненькая, избитая девочка! Все хотите ей помочь, только помощи не видно! Я конечно извиняюсь за себя перед ней, а прощать или нет, ее дело. Вы сами подумайте, почему никто за нее не заступался? Потому что знали, за что она получила”.

“Получила” Оксана за то, что “дерзила и борзо себя вела” – об этом Ирина заявила в телешоу. Именно поэтому ее якобы попросили с первокурсницей “поговорить, разобраться”.

В Instagram у Ирины милый ник, на фото, которое она выложила – симпатичная улыбающаяся скромная девушка, которую обнимает телезвезда – ведущий передачи. В столице девушки, судя по всему, хорошо отдохнули. По словам министра образования Ульяновской области Екатерины Уба, педагогов возмутили фотографии, которые опубликовали участницы инцидента.

– Они смотрят на это, как на увеселительную прогулку. Увезти их в тот момент, когда нужно сказать – остановитесь! – не скрывает эмоций министр.

В среду московские “каникулы” двух 18-летних студенток закончились – их доставили в Карсун. Полиция девушек допросила. Пока неизвестно, станут ли правоохранители ходатайствовать об изменении меры пресечения – на домашний арест. Статья, которую вменяют участницам инцидента, “легкая”. Третья студентка, которой еще не исполнилось 18 лет, ожидает свою бабушку в столице – без законного представителя отправить ее домой нельзя.

“Ягодки” в этой некрасивой истории еще впереди. Как уточнила Уба, руководству техникума настоятельно рекомендовано рассмотреть вопрос об исключении двух 18-летних студенток. Через четыре месяца они должны были получить диплом юриста, связанного с социальной работой.

– Я обеими руками за отчисление. Разве они смогут работать с людьми? Девушки должны понести наказание и осознать проступок, – считает член Педагогической палаты Ульяновской области Зоя Рахматуллина.

Пострадавшая, Оксана, уже отказалась от нескольких заманчивых предложений – на телешоу к ней обратилась многодетная мама из Крыма, предложила удочерить. Региональный минобр предложил девушке перевестись в другое учебное заведение. Но она категорически отказывается – хочет остаться в техникуме, получить профессию повара.

В ближайшее время своих мест могут лишиться многие сотрудники техникума. По словам Екатерины Уба, заместитель директора по воспитательной работе Светлана Гурьянова (именно она приютила Оксану у себя после конфликта) рассказала, что участницы избиения, на самом деле, хорошие – помогали перед Новым годом, участвовали в мероприятиях, пели.

– Если педагог не сумел разглядеть конфликт вовремя, это непрофессионално, – считает министр.

Также внеочередная переаттестация ждет директора техникума, которая работает там меньше года. Проблемы в учебном заведении и общежитии (где, в том числе, было и воровство) стали причиной для смены в прошлом году руководителя техникума.

Мнение

Борис Корчевников, ведущий программы “Прямой эфир с Борисом Корчевниковым” на канале “Россия”:

– Когда мы разбираем на ТВ такие случаи, у нас по сути нет права на ошибку. Пропустить столь резонансную историю, оставить ее без общественной оценки, это значит сделать из нее пример для подражания. Тысячи подростков будут похожее повторять и считать это нормой. Но если мы на ТВ сделаем что-то “неправильно”, не верно расставим акценты или не дадим должной оценки, то это тоже создаст отрицательный пример для подражания, ведь ток-шоу резко усиливают внимание к ситуациям такого рода. У нас остается только один выстрел. И он должен быть в “яблочко”.

В этой истории этот “выстрел” назывался – показать участницам избиения неотвратимость наказания. Причем не только юридического, но и человеческого, которое они, конечно, прямо на телепередаче понесли. Потому что раскаяние одной из истязательниц перед собственной матерью – это сильнейший человеческий эффект. И сильнейший драматургический – были поняты и масштаб, и непоправимость совершенной ошибки. Та рана, которую Света Куклова нанесла своей матери, уже подействовала на нее, заставила свернуть с мысли “о, мы звезды телешоу”. И когда мать говорит в прямом эфире “Ну отправляйте ее в тюрьму, а меня на кладбище” – это страшные для Светы слова. Она явно была наказана до того, как ей надели наручники. Ира, которую считают лидером рукоприкладной компании, хорохорится. На большинство вопросов она отвечала “не знаю”, “не помню”. Но публика все “прочитала” в ее “не знаю”. Если она не до конца поняла это сама, жаль. Но всякий, кто на самом деле внимательно смотрел передачу, понял, что это точно не были ее “15 минут славы”.

Подготовила Елена Яковлева