2016-01-21_120147

Ленин в гриме во время последнего подполья. Карточка на удостоверении на имя рабочего К. П. Иванова, по которому Ленин жил нелегально после июльских дней 1917 Года. Временное правительство России обвиняло его в сговоре с противником — кайзеровской Германией.


Чем она обернулась для послереволюционной России?

Ежегодно, начиная с 1924-года, двадцать первого января нашу страну накрывает неизбывная печаль.

Ибо в этот день завершил свое земное существование «Вождь мирового пролетариата, гений всего человечества В.И.Ленин» (как величают эту персону его апологеты).

Ну, ладно – насчет «гения»- это на их совести, в пределах их миропонимания.

Я хочу сказать о другом.

Пожалуй, после Христа нет на Руси личности, чью кончину так «навзрыд» оплакивали бы.

В советскую эпоху к этим моим словам добавили бы (да я и сам добавил бы тоже): «оплакивали миллионы трудящихся».

Но поэт Есенин сказал: «Большое видится на расстоянии». Тут для меня «Большое» – не синоним «Великого». Тут просто о размерах явления .

Конечно, «Ильич» наворочал на Земном шаре много всего. Невероятно много. И в обожаемую «пролетарскую революцию» он, как неутомимый кочегар на паровозе, все подбрасывал и подбрасывал уголька. Самого разного угля – от пропагандистско-партийного – до террористического.

Давайте остановимся на одной, как бы второстепенной проблеме, связанной с деятельностью Ленина после октября 1917 года. Зададимся вопросом, который в советские времена даже не упоминался нигде: сколько и каких финансовых и прочих ценностей России было подброшено «Ильичем» в топку «мировых социалистических революций» после 1917 года? Подчеркну, что наша Родина тогда была крайне истощена Первой мировой войной.

Ныне эта тема достаточно глубоко (хотя и не полностью) исследована.

С чего начать? Ну, хотя бы с того — как пишет историк Д.Волкогонов, “Ленин любил распоряжаться денежными делами. По его распоряжению в июне 1921 года перевезли в Кремль 1878 ящиков с ценностями. Так ему было спокойнее…”

Тут самое время сказать, что Предсовнаркома В.И.Ульянов(Ленин)- то бишь премьер-министр правительства большевиков – много чего делал для того, чтобы финансировать и вооружать “мировую пролетарскую революцию “…

Вот факты из открытых источников.

—————————-

Я. Берзину (Берзин, Ян Карлович – настоящее имя — Пе́терис Я́нович Кю́зис – советский военный деятель; армейский комиссар 2-го ранга. Латыш. Образование среднее. Начальник Разведывательного управления РККА. Арестован органами НКВД СССР 28 ноября 1937 г.; 29 июля 1938 г. приговорен к ВМН по обвинению в участии в контрреволюционной организации; в тот же день приговор приведен в исполнение. Реабилитирован в июле 1956 г.)

1 ноября 1918 года Ленин пишет:

«К Вам едут дельные товарищи. Денег не жалеть, особенно через них, для пропаганды во Франции».

17 января 1918 года Ленин обращается в Народный комиссариат по военным делам: «Прошу выдать комиссару Финляндской железной дороги 25000 винтовок и 30 пулеметов…”. 25000 винтовок и 30 пулеметов – это вооружение для целой дивизии. Ясно, что речь идет о вооружении финских коммунистов для подготовки революции в Финляндии.

Записка Ленина К,А. Мехоношину – члену Всероссийской коллегии по формированию РККА:

«Тов. Мехоношину. Податель – тов. Рахья, старый партийный работник, лично мне известный, заслуживающий абсолютного доверия. Крайне важно помочь ему (для финского пролетариата) выдачей оружия: ружей около 10 000 с патронами, около 10 трехдюймовых пушек со снарядами.

Очень прошу выполнить, не убавляя цифр».

А вот еще документ:

Финляндская Коммунистическая партия в Совет

Петроград июня 12-го 1920 г.

…”Просим для ведения коммунистической пропаганды и просветительской работы в Финляндии и среди финнов в Скандинавии, Америке и в других странах отпустить драгоценности – как-то: золото, платина или драгоценности вообще, всего на сумму десяти (10) миллионов финских марок.

Кроме того, в первую необходимость требуется один (1) миллион финских марок для выкупа акций, дабы захватить в свои руки типографии , без которых издание коммунистической литературы не является возможным.

В ожидании благоприятного ответа пребываю с коммунистическим приветом

(Председатель Э.А. Рахья)»

На письме резолюция Ленина: «…Поддерживаю просьбу (финских товарищей). Прошу ускорить удовлетворение… созвониться сегодня”.

Так разоренная и голодающая Советская Россия тратила свой золотой запас на поддержку революционного движения в других странах…

Ленин не терял надежды на подъем революционного движения в Европе. 18 марта 1919 года он телеграфировал шифром члену Реввоенсовета Южного фронта Сталину:

«Только что пришло известие из Германии, что в Берлине идет бой, и спартаковцы завладели частью города. Кто победит, неизвестно, но для нас необходимо иметь вполне свободные руки, ибо гражданская война в Германии может заставить нас двинуться на Запад на помощь коммунистам. Ленин». Это прямое указание на то, что войска Красной Армии следует использовать для поддержки коммунистической революции в Германии.

Однако выступление “спартаковцев” в Германии потерпело поражение. И потому не состоялся планировавшийся Лениным поход Красной Армии в Германию. Были подавлены и возникшие на короткий срок советские республики в Венгрии, Словакии, Баварии. Развитие событий на Западе не сулило особых перспектив, и Ленин обращает взоры на Восток…

Двадцатого февраля 1919 года заместитель Народного Комиссара по Иностранным Делам Л. Карахан направил следующий документ:

«Срочно. Совершенно секретно. В Совет Народных Комиссаров Тов. Председателю СНК В.И. Ленину.

Представление об отпуске Народному Комиссариату по Иностранным Делам 200 000 (двести тысяч) рублей на поддержание рабочих организаций Востока, посылку агитаторов и для целей пропаганды на Востоке, – на первую четверть года, январь–март 1919 г.

Мотивировка.

Народным Комиссариатом по Иностранным Делам от времени до времени посылаются на Дальний Восток китайские и корейские агитаторы, задачей которых является установление связи с пролетарскими демократическими организациями на Дальнем Востоке. Стоимость каждого агитатора с премией при возвращении обратно определяется: в Северный Китай и Корею – по 10 000 руб., в Южный Китай – 20 000 руб., такие же командировки предполагаются в Персию и Индию, для каковой цели Народный Комиссариат по Иностранным Делам приглашает через индийскую делегацию и союз персидских граждан, лиц с мест. Отправка их предполагается в ближайшем будущем.

Народный Комиссариат по Иностранным Делам просит о срочном ассигновании вышеуказанной суммы на первую четверть года.

Заместитель Народного Комиссара по Иностранным делам Л. Карахан”

На документе рукой Ленина написано: «В СНК», что означало «на рассмотрение в Совнарком».

А вот еще одно письмо, написанное рукой Ленина осенью 1919 г. отправлявшемуся в Туркестан Шалве Элиаве:

«16/Х”

“Т. Элиава! В Туркестане необходимо спешно создать хотя бы маленькую, но самостоятельную базу: делать патроны (станки посылаем), ремонтировать военное снаряжение, добывать уголь, нефть, железо.

С Рудзутаком я договорился, он едет 17/Х и везет кое-что. Изо всех сил нажмите и по радио шифром извещайте меня и кого следует. Денег мы не пожалеем, пошлем довольно золота и золотых иностранных монет, если вы наляжете на то, чтобы покупать (от английских солдат и офицеров, от купцов, через Индию …военное снаряжение, а равно иметь через Персию, через Индию и т.п. отношения с Европой и Америкой. Для этого надо тотчас начать искать преданных людей, способных пробраться в соответствующие приморские пункты и оттуда найти связи с пароходами нейтральных стран, с купцами, матросами, с контрабандистами и прочее. Вести дело, конечно, архиконспиративно (как умели при царе работать). Оружие, связи с Америкой и с Европой, помощь народам Востока в борьбе с империализмом…

Привет. Ленин»

К осени 1920 года интерес Ленина к разжиганию революционного пожара в Азии несколько остыл. Это было связано с обострением советско-польских отношений. Как вспоминал тогдашний председатель Коминтерна Г. Зиновьев, в дни работы II конгресса Коминтерна в зале конгресса висела карта «мировой революции». И каждое утро делегаты съезда отмечали на ней путь Красной Армии к Варшаве – и далее на Берлин. Даже после неудач Красной Армии под Варшавой Ленин продолжал планировать экспорт революции на Запад: против Польши и Германии, Венгрии и Чехословакии. В опубликованной стенограмме речи Ленина на IX конференции РКП(б) 22 сентября 1920 г. Ленин заявил: «Оборонительный период войны со всемирным империализмом кончился, и мы можем и должны использовать военное положение для начала войны наступательной…»

В журнале «Исторический архив» № 1 за 1992 год было впервые опубликовано выступление Ленина с политическим отчетом ЦК РКП(б) и его заключительное слово в прениях по отчету на проходившей 22–25 сентября 1920 года в Москве IX Всероссийской конференции РКП(б). Это еще одно свидетельство того, как не жалел предсовнаркома российских денег.

Дело «Ильича» продолжалось. В начале 1923 года к советскому правительству обратился с просьбой о помощи начинающий китайский революционер Сунь Ятсен. Он просил направить в Китай военспецов, политработников, советников.

Ну и деньжат “чуть-чуть”:…

И Совнарком отправил в Китай ДВА мллиона долларов! Два!

А в Поволжье тогда народ катастрофически голодал… Люди ели лебеду, кошек, собак, крыс – а, случалось, и собственных детей…

Вот так и подталкивали развитие революционного процесса в иных странах. При существенном финансирования из России…

Из России уже советской.

Вот что вспоминается мне, в частности, в связи с кончиной «Гения всех времен и народов, вождя мирового пролетариата».

Но почему-то не гордость – а горечь заполняет мою душу.

Жан Миндубаев

P.S.

В завершение темы — еще одна любопытная история.

В начале 1920-х годов, Народный комиссариат путей сообщения заключил соглашение о массовой закупке паровозов в Швеции на заводе фирмы «Нидквист и Хольм».

В этом заказе много странного. Размер соглашения – 1000 паровозов. Стоимость изготовления – 200 миллионов золотых рублей. А указанная шведская фирма более 40 паровозов в год не строила!

Почему советское правительство обратилось именно к этой фирме – загадка. Но оно оплатило вперед огромную сумму контракта! И еще дало аванс шведам в 7 миллионов миллионов шведских крон -плюс беспроцентный заем в 10 миллионов крон: «…для постройки механического цеха и котельной…».

То бишь: сперва советское правительство дает деньги на создание производственной базы – а уж потом шведы начнут делать для нас паровозики. Да еще и по цене, крайне дорогой.

Об этом «чуде экономики» писал еще в 1922 году советский журнал «Экономист». Автор А. Фролов вопрошал: “А не лучше было бы поддержать не шведов – а свою российскую экономику?» Ведь, скажем, Путиловский завод мог делать более двухсот паровозов в год!

И как реагировал товарищ Ленин на публикацию?

Весьма оригинально. Он попросил Ф Дзержинского журнал запретить. «Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих „военных шпионов” изловить и излавливать постоянно и систематически и высылать за границу»,– указал вождь главе ВЧК…

А контракт остался…

….Тема вывоза российских финансов и ценностей после революции 1917 года бесконечно глубока и интересна. Она ждет своих исследователей. Но не подверженных коньюнктурщине, объективных.