Пустующие помещения гостиницы “Венец” осмотрел вчера, 21 января, экспертный общественный совет. “Купить или не купить?” – сопроводил вопросом фотографии с места события директор Художественного музея Сергей Жданов. Напомним, речь идет о приобретении дополнительных площадей для областных музеев. Для какого из двух – Художественного или Краеведческого – и для каких нужд, по словам министра искусства региона Татьяны Ившиной, еще не решено.

Случайные вещи
В числе экспертов – директора обоих музеев Сергей Жданов и Юлия Володина, замдиректора Краеведческого музея Ольга Бородина, директор департамента по культурному наследию Шарпудин Хаутиев, уполномоченный по борьбе с коррупцией региона Александр Яшин и другие. Впервые за очень многие годы появилась возможность увеличить площади наших музеев, – сказал один из экспертов рабочей группы архитектор Александр Варюхин. – И увеличить значительно. Я бы считал, что этой возможностью надо пользоваться. Рабочая группа сегодня увидела, в каких условиях хранятся экспонаты двух музеев, и осмотрела помещения “Венца”. Мы пытались понять, что именно там можно сделать, для чего помещения приспособить. Пока ничего не решено – это не тот вопрос, в котором можно спешить.

По мнению заслуженного художника РФ Бориса Склярука, происходит недопустимое: думая о музее, нельзя использовать “случайные вещи”:

– Я не понимаю этой затеи. Здание строилось специально для гостиницы, и никакой связи с музеями быть не может. У него не тот формат, не та высота стен, не то освещение. Устраивать музей в здании со стеклянными стенами никак не годится. Здание гостиницы не переделаешь под музей, это непрофессионально. Перенос в «доходный дом» – это практически понижение статуса музея! Специфика музея такова, что нужно делать специальный проект с учетом специфических условий. Однажды на выставке Жиркевича я говорил, что после революции нам достался от старой России этот музей, а за годы советской власти ничего нового так и не сделали. Бывший начальник Управления культуры Николай Борисович Каменский возразил: “Как же так, а Мемцентр?”. Но это же не художественный музей, Мемориал строился под определенные цели! Скоро уже советской власти будет сто лет, а мы по-прежнему пользуемся тем, что было еще при царе.

Позицию коллеги полностью разделяет художник, поэт, почетный архитектор России Лев Нецветаев:

– В свое время на конкурсе к 100-летию со дня рождения Ленина был запроектирован участок под строительство Краеведческого музея рядом с “Домом Языковых”. Надо не разгонять музеи по разным местам, а строить новое здание с учетом технологических требований к зданию музея. “Венец” для этого совершенно не приспособлен. Дополнительный выставочный зал Ульяновску нужен, с этим не поспоришь, но я категорически против того, чтобы делать его в гостинице. Инициативы нашего министерства искусства меня только возмущают: испортить – с удовольствием, помочь – никогда. С чем ни обратишься – книгу издать нельзя, бронзовую накладку приделать к памятнику Гончарова, специально для него запроектированную, невозможно!

“Забыли” пригласить
Мы поинтересовались и мнением человека, который работал в Художественном музее и отлично знает и его коллекцию, и его нужды. Директор музея-заповедника “Родина Ленина”, искусствовед Ирина Котова считает принципиально важным вопрос о том, как именно будут использоваться площади в гостинице “Венец”.

– Если речь пойдет о переезде основной экспозиции Художественного музея, то эта идея, по меньшей мере, спорная. Блестящую коллекцию русского академического искусства, декоративно-прикладное творчество – фарфор и другие экспонаты, замечательных испанцев я не могу представить в стенах современного здания. Архитектура “Венца” прекрасная, но она подходит современному искусству, а не академическому. Я категорически против того, чтобы перевозить в гостиницу основную экспозицию. В то же время Художественному музею объективно мало места. Любому музейщику мало места, и ни один музей не отказался бы от возможности увеличить его. Если в гостинице можно создать условия для хранилища, то это здорово. Можно использовать новые площади и для проведения выставок.

Неделю назад Татьяна Ившина сообщила журналистам, что мы сможем вместе с экспертами побывать в музеях и узнать, что думают о возможности использования площадей “Венца” под их нужды. Но на рабочую группу нас не пригласили, а о том, что думают специалисты, в министерстве сказали немногое: “Эксперты обменялись мнениями. Будет еще одно совещание. Рассматривается вопрос о расширении площадей для музеев”. То есть ничего нового.

В “Венце” – как в коммуналке
Ветераны Ульяновска не стали дожидаться решения и обратились с письмом к губернатору, в котором выразили свое возмущение действиями “чиновников от властей, приступивших к серии расправ над культурными учреждениями”.

“Дворец книги и Художественный музей – две жемчужины нашего города, помещенные на все календари и буклеты, посвященные Ульяновску, – говорится в нем. – И что теперь будет в них располагаться – некий информационный центр? О чем думает министр культуры – об атомной энергетике или же о состоянии вверенной ей культуры?.. Дом-памятник Гончарову – произведение искусства, проект которого разрабатывался архитектором Шодэ, он предназначен именно для экспонирования произведений искусства. 120 лет этому зданию, а стало быть, и Художественному музею. А теперь оно, оказывается, не соответствует современным требованиям. Художественный музей должен занимать все это здание на Венце, а не располагаться в “Венце”, как в коммуналке”. Полный текст обращения находится в редакции.

Анна Школьная

1

2

3

4

5

6

7

8

Фото Министерства культуры Ульяновской области