21 января в музее «Симбирские типографии» начала свою работу выставка «Образ Николая Чудотворца в старообрядческой культуре».

Самый почитаемый на Руси со времен принятия христианства святитель Николай известен в народе как Николай-угодник, Николай-заступник, Николай-милостивец, «всех предстатель и заступник, всех скорбных утешитель, всех сущих в бедах прибежище, благочестия столп, верных поборник».

Он почитался и почитается как покровитель мореплавателей и путешественников, рыбаков и плотников, маленьких детей и школьников, торговцев и вступающих в брак; защитник от иноземных захватчиков, от пожара, от сглаза, дьявола, чертей, пырей и прочей нечисти. Его заступничество верующие считают наиболее надежным, а молитвы к нему – наиболее доходчивыми.

На выставке представлены иконы XVII-XX веков и медная пластика с изображениями Николая Чудотворца. Это наиболее известные иконографические типы: поясные, оплечные и житейные.

Древнейшими и самыми распространенными являются поясные образы святого Николая. На них он представлен благословляющим, с закрытым Евангелием в левой руке, часто с деисусом и избранными святыми на полях. С XIII века существуют изображения Николая Чудотворца с открытой книгой в руках, на страницах которой помещен текст службы святителю. В XVIII-XIX веках они были распространены преимущественно у старообрядцев.

Оплечные изображения известны в России с конца XV века, а в Византии – значительно раньше. Они возникли как сокращенный вариант поясных изводов, и наибольшее распространение получили в ростово-суздальских землях, а позже, в XIX веке, – у старообрядцев.

Большую группу всего иконописного наследия России составляют житийные иконы Николая Чудотворца, известные с XIII-XIV веков.

Представленные иконы относятся к различным старообрядческим иконописным школам: ветковской, невьянской, поморской, уральской, сызранской.

Выставка создана в результате сотрудничества ульяновской старообрядческой поморской общинной церкви с музеем «Симбирские типографии». Она продлится до 27 марта.

Ирина Печеркина