Наверняка не многие знают о том, что по статистике из десяти выпускников детских домов только один не испытывает трудностей при адаптации к новой жизни, то есть вне стен специального учреждения. Причем в некоторых случаях речь идет об умениях и знаниях, которые большинству представляются элементарными: ребята далеко не всегда могут приготовить себе обед, спланировать свой бюджет на месяц и т.п.
В Ульяновске вот уже третий год реализуется уникальный проект «Ступеньки», направленный на преодоление подобных трудностей. Его инициаторы – сотрудники благотворительного фонда «Дари добро» – арендовали в Новом городе обычную трехкомнатную квартиру, которая служит тренинговой площадкой для 24 выпускников из двух детдомов Заволжья. Наш корреспондент побывал в этой квартире, познакомился с очередной «сменой» ребят и пообщался с их тренерами.
Учат экономить и планировать бюджет
– Идея «Ступенек» возникла в 2013 году. Сотрудники нашего фонда встретились тогда с экспертом Общественной палаты РФ Александром Гезаловым. Он высказал мысль о том, что неплохо было бы периодически «вытаскивать» ребят из детдома, чтобы они осознали, какая жизнь их ждет в будущем – за пределами госучреждения. Вот с этой встречи и начался наш проект, – рассказывает директор упомянутого фонда Ольга Богородецкая.
Мы беседуем с ней на кухне рядом с обедающими детьми. Всего их четверо – две девочки и два парня; все учатся в девятых классах 64-й школы, здание которой виднеется из окна «адаптационной квартиры».
Участники «Ступенек» за обедом, приготовленном собственными руками. Одна из главных задач проекта – научить «бытовой независимости»
– Одновременно в квартире проживает четыре будущих выпускника и два тренера. Обычно они пребывают здесь со среды по пятницу – мы это называем «сменой». Каждый ребенок проходит шесть подобных смен, причем эти «трехдневки» отличаются друг от друга, наполнены разным содержанием, – говорит наша собеседница.
К примеру, ребята, с которыми мы познакомились, живут в данной квартире уже второй раз (все они – из детдома «Соловьиная роща»). Первая смена была ознакомительной, вторая носит неофициальное наименование «эконом-режим».
– Вчера, в среду, мы ездили вместе с тренером в супермаркет и учились покупать продукты. Главная задача – купить более-менее полезные съестные припасы (не полуфабрикаты) – так, чтобы из них можно было приготовить первое и второе блюда. При этом мы жестко ограничены в сумме – 120 рублей на каждого, – рассказывает одна из девятиклассниц – Женя.
Затем воспитанники под руководством тренера готовили из купленной провизии завтрак, обед и ужин.
– На самом деле такие повседневные знания очень важны – особенно в ситуации, когда рядом нет взрослых, которые могли бы помочь советом. Ведь многие выпускники детдомов, окончив 9-й или 11-й классы, начинают жить в общежитии, относящемся к какому-либо средне-специальному или высшему учебному заведению. Это уже вполне самостоятельная жизнь, требующая умения распорядиться собственным бюджетом (например, стипендией) – так, чтобы не остаться в конце месяца, что называется, «на бобах», – поясняет Богородецкая.
Следующая смена в этом смысле будет уже другой: детей не собираются ограничивать в деньгах при покупке продуктов. Их научат готовить национальные блюда различных стран.
Очередная смена проекта – воспитанники детского дома «Соловьиная роща» – считают, что «Ступеньки» вносят разнообразие в их жизнь, учат немного другому взгляду на привычные вещи
Прививка самостоятельности
– Когда в 2009 году создавался фонд «Дари добро», мы еще плохо представляли себе ситуацию. Нам казалось, что если собрать детей вместе, устроить им праздник, грубо говоря, вручить им каждому по воздушному шарику, то они сразу станут счастливее. На самом деле развлечений им и без того хватает: в детских домах с этим все в порядке. Им не хватает именно повседневных знаний. Например, судя по опыту предыдущих смен, многие из них не в курсе, как пользоваться микроволновкой, испытывают проблемы с самостоятельным перемещением по городу, не считают сдачи в магазинах и не обращают внимания на срок годности покупаемых продуктов, – продолжает рассказывать директор фонда.
Особенно важно то, что в «адаптационной квартире» детей никто специально не контролирует.
– Мы делаем домашнее задание в то время, когда это нам самим представляется удобным. Засыпаем и просыпаемся также самостоятельно. Можем лечь хоть в три часа ночи – главное вовремя встать, чтобы пойти в школу, – без напоминания тренера. Честно говоря, нам действительно это нравится, приучает к независимой жизни, – высказывает свое мнение еще один участник смены – Артем.
По словам руководителя фонда, «прививка самостоятельности» для выпускников детских домов и впрямь необходима.
– Вот, например, осталось 20 минут до начала сеанса в кинотеатре, а ребята еще даже не собрались! Без понукания со стороны тренера они так и будут сидеть на диване. Однако стоит им один раз опоздать, и они уже понимают – никто их подстегивать и контролировать не собирается.
Кстати, по наблюдениям Ольги Богородецкой, представления выпускников детдомов об отдыхе и развлечениях не слишком богаты – в основном, они ограничиваются походом в кино и кафе.
– Мы пытаемся разнообразить отдых ребят: так, сегодня вечером – после того, как они посетят свои обычные кружки по вокалу и карате, – мы поедем с ним на «скалодром». Кроме того, нередко участвуем с ними в разнообразных «квестах», обучаем их различным развивающим играм.
Перенимают опыт Ульяновска
Из нашей беседы с ребятами выяснилось, что они уже вполне определились с жизненным выбором: девочки Евгения и Яна хотят стать дошкольными педагогами, парни Женя и Артем связывают свою жизнь с авиастроением и преподаванием физкультуры.
– Я действительно обрадовалась, когда узнала про «Ступеньки» – давно хотелось почувствовать себя самостоятельной, самой решать какие-то повседневные проблемы. Также нам обещают, что в следующие смены с нами встретится юрист, чтобы обсудить конкретные проблемы, с которыми мы можем столкнуться в будущем. Кроме того, будут обучать риторике и многим другим интересным вещам, – делится своими впечатлениями Евгения.
В завершение встречи мы вместе с детьми осмотрели саму «адаптационную» квартиру. Зал – владение мальчишек, здесь они спят и делают уроки. Одна из комнат поменьше – для девочек, еще одна – для тренеров. Все обставлено и оборудовано, что называется, для работы и жизни.
Зал «адаптационной квартиры», служащей основной площадкой для реализации проекта
– За два года через «Ступеньки» прошли почти 50 выпускников. В 2016 году планируется еще 24 участника. Надо сказать, что ульяновским опытом заинтересовались уже в других регионах: так, мы сотрудничаем с администрацией города Орел, которые хотят перенять наш опыт. Так что, думаем, что этот проект продолжится и в 2017 году, – комментирует руководитель фонда.
Евгений Нувитов