О том, почему государство расписалось в собственном бессилии в сфере ЖКХ, почему люди не готовы становиться собственниками и не понимают сути платежей, а законы составляются под интересы ресурсников, мы беседуем с председателем комитета по ЖКХ Законодательного собрания области Геннадием Антонцевым.
– Не все собственники понимают, почему они должны платить за общедомовые нужды. Например, в январе у нескольких жителей города отключили электроэнергию – они не платили за общедомовые нужды, считая это незаконным. Кто прав, а кто виноват в этой ситуации? Как начисляется ОДН?
– Самое плохое, что кто прав, а кто виноват, у нас определяют по разным правилам. И природа этих правил – лоббизм. Большинство нормативно-административных актов, связанных с начислением коммунальных услуг, защищают поставщика ресурсов, а не потребителя. Хотя, если ты убьешь курицу, то не получишь золотых яиц.
Государство пытается сбросить все на жителей, потому что оно давно призналось в собственном бессилии, оно не знает, что с жилым фондом делать.
Вот конкретный адрес — Тельмана, дом 20. Письмо от «Ульяновскэнерго», в котором написано, что у жителя есть задолженность в таком-то объеме и её необходимо погасить. Потребитель должен оплачивать как индивидуальное потребление, так и общедомовые нужды. Это выделено жирным шрифтом. Я не могу проверить все показания всех приборов учета, но, судя по всему, сумма ОДН довольно приличная, порядка 110 рублей в месяц. На доме стоит двухтарифный прибор учета. По информации этой барышни, она оплатила потребление по прибору учета и не оплачивала ОДН. В её случае он достаточно большой, и необходимо понимать откуда он берется.
ОДН не берется из неоткуда – он реально существует. Как только появилась эта аббревиатура, люди сказали, что не может быть у дома нужд, это неверная формулировка. Отсюда начались беды ОДН – назвали яхту неправильно и пошла она боком. И боком это всем и выходит.
ОДН не берется из неоткуда – он реально существует.
По существу, общедомовые нужды – это разница между показаниями общедомового прибора учета и показаниями индивидуальными и нормативными. Все просто – в дом вошло 100, зафиксировано к оплате потребителями 90. Вот как раз это «зафиксировано» и порождает ОДН. Почему зафиксировано, кем зафиксировано, зафиксировано ли и насколько точно, и насколько точно показания этих приборов переданы? В идеальном варианте ОДН будет минимальный, когда показания приборов учета снимаются как можно более синхронно, как можно более точно и правдиво. И когда во всех помещениях, где есть источник расхода коммунальной услуги, стоят приборы учета. Вот тогда можно минимизировать ОДН. Естественно эта разница будет всегда. Условно говоря, в доме есть холодная вода, которую используют для мытья, для опрессовки, которая приборами индивидуальными не фиксируются, но необходима всем жильцам. Если электроэнергия, то это освещение подвалов, лестничных клеток, чердаков. Это всем понятно, это всеми ощущается. Главная претензия в размере. «А что у меня эта лампочка в подъезде столько накручивает?». Но есть ещё потери в сетях. Если старая проводка или скрутки, то это дополнительные потери. Существуют погрешности показаний счетчиков. Это все ложится на разницу потребления.
ЖКХ – сложная тема, она сопряжена с преимущественно отрицательными эмоциями.
Я недавно был в Криушах – могу показать счета за оплату электроэнергии. Посмотрите, общедомовые нужды – минус, минус…
Мы проанализировали много документов, и вот на чем основана наша претензия, которую мы направили в прокуратуру. Когда в доме установлен двухтарифный общедомовой прибор учета, то мы считаем разницу не в виде объемов, а разницу в рублях, которую поставщик ресурса должен получить. Двухтарифный (то есть, тариф разный) — это значит, что часть всего потребления это более дешевая электроэнергия, но в квартирах стоят разные приборы учета.
Порядок расчета определяют на федеральном уровне. Это постановление номер 354. Но есть проблема – закон не учитывает всех нюансов. Расчет услуги на ОДН в поставлении приведен для идеальных случаев, то есть когда все приборы однотарифные или двухтарифные. В жизни существует целый винегрет – на входе двухтарифный, внутри однотарифные и двухтарифные, «нормативщики»…
Мы начали с того, что товарищ обнаружил, что у него в доме прибор фиксировал 90 тысяч рублей потребления, а жителям выставляли платеж на 98 тысяч. Расчет велся по методике дополненной, f когда мы все это пересчитали, то пришли к выводу, что товарищ-то наш прав. Сегодня в Ульяновске мало кто получает в ОДН «минусы», а «плюсы»… Вот они, превращаются в судебные тяжбы.
У нас есть большое подозрение, и сейчас оно будет проверено в суде. Надзор пока ещё занимается нашей проблемой, прокуратура уже сообщила, что они подали от определенного круга лиц заявление в суд с требованием о признании незаконным расчетов ОДН, потому что они увеличены, что подтверждают наши расчеты. На этом основании мы пытаемся доказать, что расчет ОДН по электроэнергии был завышен. По примерным подсчетам с жителей Ульяновска набирается на несколько десятков миллионов рублей за год. Пускай суд проверит.
На одном совещании представители «Ульяновскэнерго» рассказали, что на 70 процентов МКД [многоквартирные дома — от ред.] они начисляют больше, чем показывает общедомовой двухтарифный прибор учета, а это значит, что ОДН начисляется больше, чем положено.
Люди не готовы быть собственниками.
Конечно, в разной степени есть воровство, особенно на приборах воды. Например, в доме на Львовском, 19 летом ОДН по холодной воде достигал 33%. Приборы учета не стояли в 5-7% квартир. Такой ОДН возможен только если в каждой такой квартире проживала бы футбольная команда. Либо это следствие воровства воды, когда намагничивают счетчики.
Такого не может быть, когда все честно, когда в каждой квартире стоит прибор учета, а показания одновременно сдаются. Например, в сельских районах, там дома небольшие, люди все друг друга знают. Старшая по дому за один день обойдет все квартиры, сама все проконтролирует. Они главную причину убирают. И никто не ворует, сами видите, – в платежках везде минусы.
– Получается, что чем больше жильцы будут сами заинтересованы, тем меньше они будут переплачивать за ОДН?
– Чем меньше люди интересуются, тем меньше соблюдают те правила, которые нужно выполнять осознанно. Если тебе просто приказали, то ты можешь выполнить приказ плохо, а если ты понимаешь необходимость, то ты делаешь работу хорошо. Люди должны знать природу ОДН. Если в доме у всех поставлены приборы учета, они все проверены, с ними не манипулируют, тогда мы получаем реальную картинку происходящего. Это разрешимая проблема, как показывает пример тех же Криуш или некоторых ТСЖ. Важно сдавать точные показатели приборов, вплоть до нескольких цифр после запятой. Если все в доме округлят в одну сторону, то это же получаются целые тонны воды.
Если ты убьешь курицу, то не получишь золотых яиц.
Реальная ситуация – пришла барышня с улицы Достоевского. У них большое ОДН. Там 16 квартир и, представьте, что все округлили показания в одну сторону. Это же 16 кубов воды. Караул, грабят! А кто грабит?
– А когда люди смотрят в платежки и им кажется, что их грабят, куда следует обращаться?
– Правильнее всего обратиться в управляющую компанию. Второй этап – надзор. Если ничего не получится, то тогда уже в прокуратуру. Желательно составить грамотное заявление. Пример такого заявления мы разработали, хотя это не наша епархия. Мы разработали его для ситуации общедомового двухтарифного счетчика. Нужно грамотно сформулировать его и направить в надзор, потому что полномочия по рассмотрению начислений у них. Но жилищный надзор тоже не всегда успевает. Там работает вместе с начальниками около 30 человек. В год они разбирают 6 тысяч обращений.
– Почти 200 на одного человека.
– Вот. У нас столько рабочих дней нет. А вы ещё попробуйте разобраться, по каждому собрать справки, всех обзвонить.
Либо вы готовы принять другую точку зрения, либо мы разговаривать с вами не будем.
Лучше всего, конечно, попытаться навести порядок с приборами учета. Я знаю много примеров, когда собственникам просто не могут это объяснить, управляющим компаниям не хватает терпения. Терпения не хватает по простой причине – люди все накалены, эмоций много, а в коммуналке самой большой минус это негативное отношение и кажущийся феномен того, что тебя обворовывают. У меня с людьми есть два варианта разговора – либо вы готовы принять другую точку зрения, либо мы разговаривать с вами не будем. А если человек убежден, что его грабят, он уже не может отстранено и объективно принимать информацию.
Непонятно, куда мы идем – мы просто каждый день латаем дыры.
– Дома часто переходят от одной управляющей компании к другой, потому что собственники недовольны обслуживанием. Куда обращаться, чтобы заставить работать управляющую компанию?
– Обращаться можно куда угодно. У каждого органа есть свои полномочия в рамках которых они могут принять какие-то решения. В службе надзора прописано в её полномочиях, что они, обобщенно говоря, контролирует отношения между потребителем и управляющей компанией. Муниципалитет тоже включен в процесс помощи собственнику, если нарушаются условия договора. В Жилищном кодексе есть статья, которая прописывает его действия в случае существенного нарушения договора управления. Муниципалитет должен в определенные сроки назначить собрание по выбору способа управления, чего, конечно, в Ульяновске не было. Письма от собственников в администрацию со ссылкой на статью есть, но муниципалитет ни разу не находил нарушения, и поэтому не влиял на отношения собственника с управляющей компанией.
Стратегия, концепция ЖКХ просто отсутствует.
Есть и другая проблема в этой ситуации. Она находится на уровне законодательства , что позволяет сегодня манипулировать собственниками, что у нас было в прошлом году между двумя компаниями – «Жилстройсервис» и «Уютный дом». Жители принимали решение о смене способа управления. Потом там нашлась другая группировка, которая инициировала другое собрание, а дома голосовали за другую компанию. Работа надзора была парализована. Он остался в стороне: «Ребята, вы сами разберитесь чего хотите?». А почему? А потому. Чтобы организовать выбор способа управления, необходимо набрать кворум (более половины голосов), а из них чтобы за решение проголосовала также половина. 26 процентов от всего дома в итоге. Таких группировок может быть три, которые могут теоретически проголосовать за три разных решения. И что делать дому? Именно такой механизм используется при «прыжках» от одной управляющей компании к другой.
Есть и проблема реализации права собственников на смену способа управления на практике. Люди хотят уйти от управляющей компании или ТСЖ. Компания боится потерять реноме и начинается оспаривание решения о выходе. Даже если его признают законным, то начинается затягивание передачи документации, людям всяческим образом препятствуют в реализации своего права.
– А существует ли официальный «черный» список компаний, от которых часто уходят жильцы?
– Нет. Такой «черный список» у каждого, кто работает в коммуналке, свой.
Отсутствие информации – это большая проблема. На различных сайтах: жилищного комитета, минстроя, год назад я нашел лишь 40 компаний с живыми электронными адресами для рассылки, чтобы их тоже приглашать на заседания комитета или просто обмениваться информацией. В этих кипах документов ведь тоже нормальные мысли есть. Это проблема может на всеми осознается, но для меня она важна.
Это вообще проблема реформы ЖКХ в России. Она происходит в очень тяжелых условиях и к ней совершенно не готовы люди.
Вот сегодняшняя ситуация: «Жилстройсервис» еще в ноябре расторг договор по теплоснабжению и горячей воде, а люди об этом узнали только в январе, когда пришли платежные документы от «Т плюс». Звоню Николаю Петровичу Погодину, директору компании, говорю: – А почему люди-то не знали? – Знали. – Не знали. Люди в панике – они не хотят работать напрямую с «Т плюс». Присылают мне в доказательство фотографию объявления – размытое, ничего не понятно. Подъезжаю к этому дому, смотрю, – вот оно, ещё мокрое, только что повесили.
ЖКХ – сложная тема, она сопряжена с преимущественно отрицательными эмоциями. Но когда разбираешься, многое становится понятно. У меня сейчас задача номер один — понять, как внедрить в управление домами наемных профессионалов, потому что в сегодняшней системе законодательства сделать это крайне затруднительно. Такой человек должен разбираться в юриспруденции, жилищном кодексе, устройство дома понимать и быстро ориентироваться в ситуации, которая меняется очень быстро.
Видно, что всё пропитано интересом поставщиков ресурсов.
Взять любое совещание старших по домам – в основном это пенсионерки. Без обид, но очень тяжело в таком возрасте принять весь вал информации, все проверить и принять правильное решение.
Это вообще проблема реформы ЖКХ в России. Она происходит в очень тяжелых условиях и к ней совершенно не готовы люди.
– А что это за тяжелые условия?
– Осознание. Люди не готовы быть собственниками. Второе – состояние домов. Это причина, отчасти усугубляющая сложность управления, потому что если ты понимаешь как управлять, то тебе не важно в каком состоянии дом, ты знаешь, что нужно делать. Ну и, конечно, стратегия, концепция ЖКХ просто отсутствует. Непонятно, куда мы идем – мы просто каждый день латаем дыры. Мы просто пытаемся улучшить правила игры, но поскольку игроков много: ресурсники, управляющие, то выигрывает тот, к сожалению, у кого сегодня больше приемов нечестного влияния на игру. Мы начали свой разговор с того, что многие нормативно-правовые акты пролоббированы ресурсниками. Вот, например, проект правительства о дифференцированных диапазонах на электроэнергию. Видно, что всё пропитано интересом поставщиков ресурсов.
85 процентов жилья – это частная собственность. А четкого представления у собственника, чем он владеет, нет. Ну с квартирой ещё более-менее, но она встроена в общее имущество. А где часть моей лестничной клетки? А часть, лично моя, чердака? Где часть моего лифта? Земельного участка?
Пока собственник не станет собственником, ничего хорошего не будет.
С одной стороны понятно, что государство пытается сбросить все на жителей, потому что оно давно призналось в собственном бессилии, оно не знает, что с жилым фондом делать. Но и бросать все на жителей тоже нельзя, потому что и жители оказались не готовы, и государство оказалось не готово. До революции у нас была совершенно другая структура жилья – у нас 40 процентов было домовое хозяйство, мой личный дом. Порядка 50 процентов было арендным жильем – я хозяин, вы пришли, вот вам угол или квартира, вот столько платишь и больше ни о чем не думаешь. Только 10 процентов жилья было социальным – для людей, которые не могли себя обеспечить. Такая структура, довольно устойчивая, была во многих странах. Она и сейчас много где похожа: частное домовладение – это 40-50 процентов. Такая система не заставляет человека внезапно решать задачки, к которым он был абсолютно не готов.
Это всё накладывается одно на другое. Опять же недоработанные законы.
– А что должно произойти, чтобы ситуация как-то изменилась?
Пока собственник не станет собственником, ничего хорошего не будет. И чтобы он точно знал, что государство и субъект выполнят свои обязательства. Вроде бы просто, но все наложено на нашу суровую действительность…
Артем Горбунов