В цехах ульяновского завода прошла стыковка секций фюзеляжа Ил‑78М‑90А. По планам, первый полет самолет-топливозаправщик выполнит в 2016 году. На этом первом летном образце будут проходить государственные испытания. Ожидается, что по их результатам будет заключен госконтракт на поставку Ил‑78М‑90А Министерству обороны Российской Федерации.
«Задача на 2016 год — поднять самолет Ил‑78М‑90А в воздух, — рассказывает генеральный директор «Авиастар-СП» Сергей Дементьев. — Это первый летный образец, по которому будут проходить государственные испытания. По их результатам мы надеемся на получение контракта по поставке топливозаправщиков».
Производство первого летного Ил‑78М‑90А ведется в рамках контракта с Минобороны РФ на проведение опытно-конструкторских работ по созданию перспективного самолета-топливозаправщика. Строящееся воздушное судно станет первым топливозаправщиком, произведенным в России. До этого все самолеты Ил‑78 собирались в Узбекистане на Ташкентском авиазаводе.
Ил‑78М‑90А является модификацией военно-транспортного самолета Ил‑76МД‑90А. По требованию заказчика сохранена возможность использования в качестве военно-транспортного самолета: есть рампа, десантное оборудование, а в случае необходимости можно установить оборудование для пожаротушения На самолете будет установлено топливо‑заправочное оборудование: два дополнительных топливных бака емкостью около 50 тонн каждый внутри грузовой кабины, а также унифицированные подвесные агрегаты дозаправки — два на крыле и один в хвостовой части фюзеляжа.
Топливозаправщик оснащен четырьмя двигателями нового поколения ПС‑90А‑76. Удельный расход топлива двигателя ПС‑90А‑76 на 12–14% ниже расходов топлива двигателя Д‑30КП. Проектирование и создание конструкторской документации, производство самолета осуществляется на основе цифровой технологии.
После завершения процесса стыковки отсеков фюзеляжа Ил‑78М‑90А специалисты предприятия начали стыковку крыла самолета. Новая модификация семейства Ил будет основным самолетом-топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе судов дальней, фронтовой и специальной авиации.
«Недавно к нам приезжал командующий военно-транспортной авиации, — говорит Сергей Дементьев. — Проговорили с ним, что потребность в топливозаправщике есть. Минобороны нужно около 30 таких самолетов».
Сейчас «Авиастар-СП» уже выполняет поставку Минобороны России 39 военно-транспортных самолетов Ил‑76МД‑90А по условиям контракта, заключенного в 2012 году в рамках визита в регион Президента РФ Владимира Путина. Один из самолетов Ил‑76МД‑90А, изготовленных в 2015 году, был назван «Виктор Ливанов» в честь известного российского авиаконструктора, который принимал участие в разработке этой машины. Традиция называть самолеты продолжается — одному из лайнеров предлагается дать имя «Князь Владимир».
Новый УПАЗ
Тем временем на предприятии «Звезда», расположенном в подмосковном поселке Томилино, идет разработка нового унифицированного подвесного агрегата заправки повышенной производительности УПАЗ‑1М. Он как раз и предназначен для подвески на самолет-заправщик Ил‑78М‑90А.
Главная особенность УПАЗа — его автономность. В качестве перекачивающего насоса в агрегате установлен двухступенчатый центробежный насос с приводом от турбины, использующей энергию набегающего потока. Агрегат УПАЗ‑1М должен обеспечивать дозаправку топливом в полете самолетов дальней, фронтовой и специальной авиации, оборудованных системами приема топлива в полете. По сравнению с предыдущими разработанными изделиями (УПАЗ, УПАЗ‑1) в УПАЗ‑1М увеличена производительность с 2 300 до 3 000 литров топлива в минуту. Это удалось сделать за счет применения нового турбонасосного агрегата ТНА‑150М с турбиной увеличенной мощности. Также изделие УПАЗ‑1М предлагается укомплектовать насосной станцией с электроприводом, датчиком угловых перемещений и системой сигнализации о пожаре СОП‑62.
В агрегате УПАЗ‑1М система управления автоматикой построена на базе блока автоматики и информации БАИ. Применение цифрового блока управления БАИ, создаваемого на базе современного отечественного процессора, позволяет:
• получить гибкие возможности перестройки алгоритмов работы изделия путем перепрограммирования блока;
• организовать цифровые каналы обмена данными с самолетными системами и КПА с помощью любых применяемых на сегодняшний день в летательных аппаратах интерфейсов;
• снабдить изделие автономным регистратором эксплуатационных параметров и параметров работы.
В перспективе с применением блока БАИ в изделии УПАЗ‑1М появится возможность обеспечить автоматическое регулирование параметров системы заправки.