2 февраля отмечалась 73-я годовщина победы в Сталинградской битве. Живых свидетелей и участников этого, вероятно, самого трагического и грандиозного сражения ХХ века остается все меньше. Тем более важно не забывать об этих людях, сумевших выстоять и преодолеть все тяготы военного лихолетья.

В этот день представители областного госучреждения соцзащиты населения в Ульяновске и сотрудники администрации Засвияжского района посетили участницу Сталинградской битвы – Клавдию Фокееву. Гости поздравили ветерана и вручили ей памятные подарки. Наш корреспондент пообщался с Клавдией Петровной, которая в свои 93 года сохранила не только ясную память, но и замечательное чувство юмора.

Сироты
Наша собеседница родилась в 1923 году в деревне Грязный Ключ Майнского района. Сейчас этого поселения уже нет, поэтому воспоминания о детстве Фокеевой дороги вдвойне – они словно фиксируют не только прошедшую эпоху, но и навсегда исчезнувшую малую родину.
– Маму я совсем не помню – она умерла очень рано, оставив сиротами нас – шестерых детей. Папа женился повторно, но мачеха недолго жила с нами: как-то случился пожар в лесу, отец помогал его тушить. Разгоряченный и вспотевший, он напился холодной воды и заболел. После его смерти мачеха ушла, забрав своих детей, а мы шестеро остались на попечении местного колхоза, – рассказывает Клавдия Петровна.


Клавдия Фокеева имеет многочисленные награды, среди них – медали «За боевые заслуги» и «За освобождение Белоруссии»

Конечно, сиротам жилось нелегко – голодали, донашивали друг за другом одежду и обувь, приходилось каждый день ходить в соседний Тагай в среднюю школу.
– На краю села был дом лесника, а рядом – красивая полянка. Вот там мы любили играть в лапту. А как снег сойдет – бегали по оврагам, собирали мать-и-мачеху, чтобы поесть, – вспоминает детские годы участница Сталинградской битвы.
Когда она закончила восемь классов, ее к себе в город Орск забрала бабушка – мать умершего отца. Именно оттуда в апреле 1942 года восемнадцатилетнюю Клавдию призвали на фронт.

«Самолеты летят, как галки»
– Нам объяснили, что формируется женский батальон, который собираются перебросить под Сталинград: мужчин уже не хватало, начали набирать девчонок, – продолжает вспоминать ветеран.
В Орске сформировали группу из 600 женщин и молодых девушек. На товарняке их перевезли в Камышин, где они прошли ускоренные «курсы молодого бойца». Затем им выдали полное обмундирование – одежду, противогаз, лопатку, патронаж и винтовку с тридцатисантиметровым штыком образца конца XIX века (так называемую «трехлинейку»).


Фронтовая фотография Клавдии Петровны

– Я сама весила 50 килограммов, и обмундирование – столько же! – улыбается Клавдия Петровна. – Затем – снова в поезд, и через трое суток мы были уже под Сталинградом.
Фокеева служила во взводе, отвечающем за связь: девушки под взрывающимися снарядами тянули провода, по которым передавались сообщения и приказы из командного пункта.
– Бомбят – страшное дело! Все взрывается и грохочет кругом, самолеты летят, как галки, – поднять головы нельзя, так их много. А нам надо протянуть связь – до какого пункта нам приказали. Умри, но чтоб связь была!
Она вспомнила такой случай: как-то с напарницей они тянули связь к очередному «пункту назначения». Одна разматывает провод, другая навешивает его на деревянные столбики. Вдруг видят: двое немцев стоят.
– Мы на них смотрим, а они – на нас. Они – ничего, и мы – ничего. Поглядели друг на друга и мирно разошлись. А им, наверное, что надо было: проследить за нашим проводом и к нему присоединиться, чтобы подслушивать наше командование. Как еще объяснить, почему они на нас не напали?

Чтобы не случилась война
После Сталинграда батальон Фокеевой присоединился сначала к Донскому фронту, а затем – к Первому Белорусскому, которым командовал Рокоссовский. В составе войск Первого Белорусского фронта молодая связистка преодолела болота и леса Белоруссии, прошла Польшу и 9 мая 1945 года встретила в двухстах километрах от Берлина.
– Я вернулась после войны не в Орск, а в Ульяновск – к сестре и двум младшим братьям. Жили мы в комнатке в одном из бараков. Но мы были молодые – работали, ходили на танцы. Через год с фронта пришел мой будущий муж – Александр Степанович Фокеев. Мы с ним познакомились как раз на танцах, начали встречаться и затем поженились.
С мужем Клавдия Петровна прожила 36 счастливых лет, у нее сын и дочь, которые во всем поддерживают свою маму.
– Главное, чтобы снова не случилась война. Желаю всем вам, молодым, не увидеть того, что пришлось пережить нам, – говорит на прощание участница Сталинградской битвы.
Евгений Нувитов